8 июня 2022
—
заканчивается
6 июля 2022
Проект
Разработчик
Технический комитет
Описание
Свод правил распространяется на защиту от вибрации и структурного шума, создаваемых подвижным составом железнодорожного транспорта в помещениях жилых и общественных зданий, расположенных вблизи железнодорожных линий колеи 1520 мм, предназначенных для пропуска пассажирских поездов со скоростью до 250 км/ч включительно и грузовых поездов со скоростью до 140 км/ч включительно с вагонами, имеющими статические и динамические осевые нагрузки, а также температурный диапазон эксплуатации по СП 119.13330.
Приглашаем обсудить проект изменения № 1 к СП СП 441.1325800.2019
Публичное обсуждение проекта продлится до 6 июля 2022 г.
За время, прошедшее с момента разработки СП 441.1325800.2019, произошли изменения и в российской, и в международной нормативных базах в области нормирования уровней шума и вибрации в жилых и общественных зданиях, на рабочих местах.
В большинстве проектных задач, здания и сооружения рассчитаны на расчётные сочетания усилий без предъявления специальных требований в отношении устойчивости к воздействию динамических сил. Данное утверждение справедливо в случае, когда здание расположено вдали от действующих источников динамического возмущения. При строительстве Объекта железнодорожные пути перемещаются ближе к конструкциям зданий и сооружений, в результате чего возникает риск появления повреждений конструкции, вызванных действием динамических сил, на которые изначально здания не были рассчитаны и способных снизить их эксплуатационную надежность.
Нестационарные динамические нагрузки, возникающие при взаимодействии пути и подвижного состава, вызывают колебания верхнего строения пути, которые передаются на основную площадку земляного полотна и далее распространяются по грунту (преимущественно в виде поверхностных волн) до фундаментов зданий и сооружений, попадающих в зону влияния железнодорожной линии. Вибрация оказывает на конструкцию здания механические воздействия, вызывая тем самым изменение ее состояния. Напряжение в каждой точке конструкции напрямую связано с деформациями, возникающими в этой точке, поэтому может быть выражено через параметры вибрации. При этом пиковые значения напряжения связаны с пиковыми значениями скорости. Помимо изменений состояния самой конструкции вибрация вызывает изменения свойств грунта, на котором установлено здание.
Одним из таких изменений является локальное уплотнение грунта, которое может привести к повреждению конструкции из-за неравномерной осадки под фундаментом здания. Если вибрация носит долговременный характер, то уплотнение грунта может произойти даже на большом расстоянии от источника вибрации, когда уровень вибрации мал и не способен оказать существенного прямого воздействия на конструкцию здания.
Данный нормативный документ не распространяется на прогноз и оценку воздействия вибрации на несущие конструкции зданий и сооружений исходя из обеспечения их механической безопасности, риск появления повреждений в которой высок в связи с тем, что данные сооружения изначально не были рассчитаны на указанный тип воздействия.
Актуальность пересмотра свода правил вызвана необходимостью проводить прогнозную оценку воздействия вибрации от проектируемых железнодорожных линий на здания и сооружения, рассчитанные без учёта требований по стойкости к динамическому воздействию.
С 01.03.2021 г. введены в действие новые санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», которые устанавливают допустимые величины вибрации и шума в помещениях жилых и общественных зданий, что требует пересмотра гигиенической оценки соответствия им уровней вибрации и структурного шума, создаваемых в помещениях от движения железнодорожных составов.
Изменение №1 СП 441.1325800.2019 необходимо проектным и строительным организациям при проектировании, реконструкции и капитальном ремонте железнодорожных линий, а также при оценке влияния железных дорог на окружающую застройку.