Реформа технического регулирования в строительстве в последние годы воспринимается по большей части как тотальное сокращение количества обязательных требований, пересмотр или отмена СП и ГОСТов, перевод сотен СТУ в национальные стандарты. В общем, количество требований под флагом регуляторной гильотины сокращается – каков будет следующий шаг?
Основные направления развития технического регулирования в строительстве обсудили участники круглого стола с одноименным названием в рамках «Российской строительной недели». И хотя на нем по большей части рассматривали вопросы развития деревянного и модульного домостроения, некоторые выводы и тенденции из выступлений федеральных чиновников можно было сделать. Тем более что достижения Минстроя России и подведомственных ему организаций в области технического регулирования представил руководитель ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин.
Без цифр, конечно, обойтись невозможно – они показывают, как активно ведомство работает над нормативно-технической базой строительной отрасли. Поэтому только в 2022 году в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» разработано 78 СП и 50 ГОСТов, выполнено 67 научных исследований (НИР/НИОКР), причем 80% всех научно-исследовательских работ сделано именно в рамках разработки тех самых СП и ГОСТов. За год было согласовано 562 СТУ, а это на 36% меньше, чем в 2021 году, то есть работа по сокращению СТУ идет весьма активно по формуле 2 СТУ = 1 СП. При этом 220 СТУ погружены в нормативные документы, чтобы больше их не разрабатывать.
Кроме того, в 2022 году были утверждены три дорожные карты - по развитию деревянного домостроения, стального строительства и модульного строительства, по ним ведутся НИРы, на основе которых затем будет изменяться и уже меняется нормативно-техническая база. И, кстати говоря, именно отсутствие необходимых нормативно-технических документов называли главным препятствием на пути внедрения и деревянных, и металлических конструкций в массовое строительство выступавшие на круглом столе эксперты. Причем сложнее всего преодолевать межведомственные разногласия с тем же Роспотребнадзором или МЧС, хотя и здесь есть некоторые достижения – были внесены изменения в 12 Сводов правил для гармонизации их с документами МЧС и СанПиНами. Эти же задачи стоят перед организацией и в 2023 году – но об этом чуть ниже.
Где же Реестр и Концепция зарыты?
Но это, так сказать, «достижения за отчетный период». А что же намечено на 2023 год? И здесь, наконец, всплывают документы, которые крайне необходимы отрасли, но сроки их согласования и утверждения явно затянулись.
В выступлении Андрея Копытина, наконец-то, всплыла многострадальная Концепция совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли – она разработана уже более трех лет назад и до сих пор бродит по различным кабинетам «с целью согласования». Напомним, что инициатором разработки этой Концепции и первой площадкой, где она была представлена, было Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). Вдохновителем и автором Концепции была – и остается – руководитель ТК 400 Лариса Баринова, затем к этой работе подключились ведущие эксперты в области техрегулирования, документ был представлен в Минстрой России, направлен на согласование в ведомства – и все… За это время Концепция уже подустарела, часть ее положений перенесена в другие документы, в том числе в Стратегию развития строительной отрасли-2030, но это не повод, чтобы годами не принимать основополагающий документ реформы технического регулирования в строительстве. Так что появление в планах ФАУ «ФЦС» на 2023 год пункта по утверждению этого документа не может не радовать.
Еще одна оптимистичная новость от Андрея Копытина: в 2023 году должно быть завершено формирование реестра требований на базе ГИСОГД РФ и перевод нормативных документов в машиночитаемый формат. Проект соответствующего постановления Правительства России уже разработан Минстроем России и представлен на общественное обсуждение (подробнее об этом документе можно прочитать по ссылке http://ancb.ru/publication/read/14598). С учетом всех процедур согласований нормативный документ может появиться к лету с.г., а сам реестр как информационная платформа – к концу 2023 года. Дело «за малым» - наполнить этот реестр актуальной информацией.
И вот здесь вся работа может споткнуться об одно «НО»: какие именно требования, и из каких документов в этот реестр будут перенесены? Сейчас в нормативно-технической базе строительства присутствуют тысячи неактуальных, устаревших или противоречащих друг другу документов. И если весь этот нормативный мусор тупо перенести в реестр, это будет мусорный реестр, крайне затруднительный в применении. Следовательно, прежде чем переводить нормативную базу в машиночитаемый формат, ее необходимо почистить от устаревших документов и частей документов. А это работа не одного месяца и не для двух-трех специалистов. Однако она обязательно должна быть сделана, и, возможно, именно на нее следует потратить те средства, которые выделяют НОСТРОЙ и НОПРИЗ из своих бюджетов на перевод документов в машиночитаемый формат, а также на перевод на цифровую платформу и цифровизацию всей деятельности ТК 465 «Строительство». Исходя из объемов работы, ждать действующего реестра с корректной информацией раньше 2024 года точно не приходится.
И последний документ, который должен быть утвержден в 2023 году, - это технический регламент ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» (по плану это должно произойти к концу года). В настоящий момент межведомственная рабочая группа во главе с Минстроем России утвердила первую редакцию техрегламента, теперь он может быть отправлен на официальное согласование в страны ЕАЭС. Как сообщал Минстрой России, уже в ходе работы были сняты некоторые противоречия между сторонами, и поэтому у документа есть все шансы появиться на свет – до этого несколько попыток окончились безрезультатно. Для России это – крайне долгожданный документ, поскольку только она из всех стран ЕАЭС не имеет техрегламента на строительные материалы и изделия.
То металлом, то СанПиНом…
Если говорить об отдельных направлениях деятельности, то здесь у ФАУ «ФЦС» в планах разработка документов, которые снимут последние препятствия на пути многоэтажного деревянного строительства – в итоге в России могут появиться деревянные дома высотой до 12 этажей. Это особенно важно для регионов, богатых лесом, причем очевидно, что речь идет о современных клееных конструкциях, а не о домах из бруса или бревна. Новые СП и ГОСТы в области модульного строительства переведут эту отрасль из слабо регулируемой и развиваемой отдельными энтузиастами на промышленные рельсы. Причем уже и сами строители открыто говорят, что без модульного индустриального домостроения выполнить показатели нацпроектов по жилью или по развитию туризма точно не получится.
Снятие избыточных требований по огнезащите конструкций должно повлечь удешевление строительства зданий, в том числе и из металла. Правда, в последнюю неделю цены на металл опять пошли вверх, несмотря на то, что российские металлурги потеряли возможность экспортных поставок в Европу и Америку общим объемом 30 млн тонн и, казалось бы, должны были искать пути на российский строительный рынок. Минстрой России в этой ситуации надеется на ФАС, а строители благодарят НОСТРОЙ за то, что пробил продление постановления Правительства России № 331 о возможности пересчета твердой цены контракта.
Крайне важная задача – исключение излишних требований смежных ведомств, в том числе Роспотребнадзора и МЧС. Сегодня директивный подход Роспотребнадзора к СанПиНам порождает массу избыточных требований при строительстве, прежде всего, социальных объектов: детских садов, школ, больниц. А это не только время, но и деньги – и, прежде всего, из госбюджета. ФАУ «ФЦС» предлагает внести изменения в 53 СанПиНа и 8 СП, которые позволят отступать от заложенных норм с учетом особенности размещения зданий при условии доказанности необходимости и безопасности таких отступлений. Нужно сказать, что Роспотребнадзор очень плохо идет на контакт и уже почти пять лет просто блокирует все предложения, а вот МЧС начал прислушиваться и готов к совместной работе при условии, что ключевые требования к безопасности не будут нарушены.
Плач РСПП по госконтролю
То, что на рынке стройматериалов России творится полная вакханалия – секрет только для тех, кто никогда не делал хоть малейшего ремонта. Здесь и контрафакт, и фальсификат, и поддельные сертификаты, и липовые результаты лабораторных испытаний. А затем все «это» поставляется на стройки и грозит в лучшем случае осыпанием штукатурки, а в худшем – обрушением зданий и сооружений.
Причина такой ситуации – в отсутствии основополагающего технического регламента и ослаблении государственного контроля за производством стройматериалов – об этом уверенно заявил зампредседателя Комитета по промышленной политике и техническому регулированию РСПП Андрей Лоцманов. 10 лет рынок стройматериалов России никак не регулируется, кроме отдельных стройматериалов, подлежащих обязательной сертификации и декларированию (да и здесь встает вопрос о качестве сертификатов).
Кроме того, «под соусом» сокращения административных барьеров для бизнеса был отменен государственный контроль за 13 техническими регламентами. Это привело к тому, что сегодня на рынке присутствует 5 млн тонн фальсифицированного цемента, который затем попадает на стройки. При этом после введения обязательной сертификации цемента доля фальсификата уменьшилась в два раза, а налоговые отчисления российских производителей цемента увеличились на 4 млрд рублей. Но в пандемию отменили государственный контроль и проверки – и тут же вырос объем фальсифицированного цемента.
Еще один вопиющий пример неверного решения – отмена госконтроля за техрегламентом о безопасности газового оборудования. При этом только в 2020 году было 116565 происшествий с газовым оборудованием, а в 2023 году за два месяца произошло 6 взрывов бытового газа, погибло более 10 человек. Однако Минэкономразвития, по словам А.Лоцманова, считает, что государственный надзор за качеством газового оборудования мешает развиваться соответствующим отраслям промышленности.
Если говорить о рынке труб, то сегодня более 450 тысяч тонн труб из старых газопроводов обрабатывают пескоструйками и с фальшивыми сертификатами продаются для нужд ЖКХ под видом новых. Это приводит к серьезным авариям и огромным потерям денег. Об этой проблеме говорится как минимум 10 лет, однако доля таких труб на рынке не уменьшается. Причем эта проблема становится особенно актуальной сейчас, когда на модернизацию ЖКХ Правительство России намерено направить триллионы рублей – не ушли бы они на эти самые отпескоструенные трубы!
В качестве положительного примера госконтроля А.Лоцманов привел развитие производства радиаторов отопления: в 2015 году доля отечественных производителей на российском рынке составляла 17%, большинство радиаторов отопления шли из Китая, причем крайне низкого качества. После введения обязательной сертификации радиаторов доля российских производителей выросла до 70%. Более того, в эту отрасль пришли иностранные инвесторы, в нее было вложено более 20 млрд рублей частных иностранных инвестиций, создано 24 новых предприятия и 30 тысяч новых рабочих мест.
Исходя из сложившейся бесконтрольной ситуации, Бюро Правления РСПП приняло решение и обратилось к Правительству России о восстановлении государственного контроля и надзора. Однако «чиновничий круговорот» неистребим: в ответ на это обращение РСПП получил отписку из Минэкономразвития, куда спустили документ, о том, что введение нового контроля будет мешать бизнесу, потому что приведет к повышению административной нагрузки на бизнес. При этом о безопасности и качестве продукции в этом письме, естественно, ни словом не упоминается.
Андрей Лоцманов обратил внимание на тот факт, что 24 февраля вступило в действие Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС. Исходя из этого Соглашения, Россия должна обеспечить государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований, установленных техническими регламентами ЕАЭС. Соглашение – документ прямого действия. Однако чиновники из Минэкономразвития в ответ на это требуют им доказать, что нужно выполнять документы ЕАЭС.
«РСПП выступает с четкой позицией, что совершенствование законодательства без госконтроля не имеет никакого смысла, нужно восстановить госконтроль за требованиями техрегламентов ЕАЭС и постановления Правительства России № 2425. Также нужны обязательные стандарты и обязательная сертификация на строительную и другие виды потенциально опасной продукции», - завершил свой спич Андрей Лоцманов.
Подводя итоги, можно сказать, что на ниве стройиндустрии завязывается очень тугой узел противоречий между документами и позициями Минстроя, Минэкономразвития и Минпромторга России. Очевидно, что снижение административных барьеров должно идти во благо бизнесу, но не в ущерб жизни и здоровью граждан, а также безопасности строительства. Пока эти разногласия не будут сняты, никакие, даже самые совершенные цифровые платформы, порядка в строительной отрасли не наведут.
Лариса Поршнева
Источник: http://ancb.ru/publication/read/...
Комментарии