Все статьи

Основные тренды развития современного мегаполиса

5 сентября 2014 в 19:00

Как обеспечить устойчивое развитие мегаполиса в постиндустриальную эпоху? Где найти точки опоры? Как ими управлять? Есть ли в принципе идеальная модель? О развитии городов рассуждает директор проектов Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Василий Аузан в преддверии Московского урбанистического форума, который запланирован на декабрь текущего года.

По данным статистики, в настоящее время 67% европейцев живут в городах, а к 2050 г. эта цифра увеличится до 86%. В развивающихся странах урбанизация тоже идет высокими темпами. Если сейчас в таких странах 45% граждан – это городские жители, то к 2050 г. их будет уже 70%. При этом города становятся все более производительны: по данным McKinsey & Company, 67% городов создают 76% всего мирового ВВП, а на 600 крупнейших городов приходится более 50% мирового ВВП.

Однако существующая модель роста урбанизации исчерпала себя, уверен Аузан. По его мнению, опорой развития российских городов должна становиться «новая экономика» в противовес существующему укладу, который часто базируется на использовании ресурсов. С одной стороны, города сегодня оказываются под ударом, но, с другой стороны, именно там кипит мысль и может зародиться новая модель роста.

Аузан перечисляет некие драйверы, которые должны стать ориентирами в развитии городов. При этом он предлагает отойти от понятия «рост», заменив его на термин «устойчивое развитие», поскольку современная урбанистическая наука, особенно западная, не всегда считает рост абсолютно необходимым. «Существуют города, которым необходимо физически расти, другим нужно поддержать то, что уже создано, третьим вообще нужно сокращаться – в частности, это может быть актуально для российских моногородов», – пояснил Аузан.

Одним из первых подобных драйверов ученый называет диверсификацию экономики как непременное требование для городов. Множество российских населенных пунктов, особенно так называемые моногорода, являются индустриальными «по своей ДНК», поскольку создавались для обслуживания тех или иных производств. Когда экономическая ситуация изменилась, они оказались в депрессивной экономической ситуации. Москва с этой задачей успешно справилась – в столице сильно развит сектор услуг и другие направления экономики. Для многих других российских городов, где ресурс сырьевого роста уже исчерпывается, диверсификация по-прежнему остается проблемой.

Назад, в город! 

Вторым требованием для современных российских городов остается устойчивое развитие в разрезе баланса транспорта и экологии. Пока что увеличение числа единиц транспорта ведет к ухудшению экологической обстановки. Несмотря на то что эта проблема давно на слуху, она по-прежнему актуальна и должна решаться экономическими методами, уверен эксперт.

В частности, он предлагает перейти на «адекватную оценку экологических услуг». Большую часть времени горожане расценивали как данность услуги, которые оказывает природа, – воздух и чистую воду. Сейчас развитые страны приходят к тому, что пользователи начинают платить за экологию, поскольку она становится все более дорогим удовольствием. Подсчет стоимости экологических услуг позволит городам более устойчиво развиваться, уверен Аузан.

К примеру, в Москве стоимость недвижимости зависит от того, в какой части мегаполиса она расположена. На западе экологическая ситуация более благоприятная, там нет промышленных производств, и цена недвижимости гораздо выше, чем на востоке, где экологическая обстановка объективно хуже. Однако, улучшив экологию, можно увеличить стоимость недвижимости, полагает спикер.

При этом возникает вопрос: что делать с промышленными зонами? Стандартный подход, который сейчас применяется во многих городах, – застроить такие территории жильем, офисными зданиями, построить арт-кластеры. Однако часто стоимость рекультивации земли в таких проектах настолько высока, что не интересна инвесторам и не под силу государству.

Аузан предлагает обратиться к передовым тенденциям западных стран и США, которые уже прошли схожий путь, перенеся большую часть заводов в развивающиеся страны – Китай, Мексику, Индию. Но позднее пришли к выводу о необходимости вернуть часть производств в свои города – конечно, с учетом более высоких требований к экологии. Потому что ситуация меняется, в странах Азии люди стали лучше жить, и издержки на производство растут. При этом западные страны пришли к пониманию, что без производственных сил в городе теряется его потенциал и вся цепочка разрывается: убрали производство, следом исчезли инженеры, потом – специалисты, рабочие. Поэтому сейчас тенденция городов в западных странах – это привлечение промышленности назад в города. Для России это тоже может быть трендом, поскольку во многих регионах до сих пор в городах остались промышленные зоны, и сегодня необходимо пересмотреть отношение к ним как к потенциальной точке роста.

Возвращаясь к теме транспорта, важнейшим драйвером в городах остается инфраструктура. Эксперты четко увязывают жизнь современного города с его развитием. Основная проблема в России в том, что все инфраструктурные проекты остаются дорогостоящими (свежий пример – Олимпиада). Тем не менее инфраструктура остается основной платформой для развития города. Если инфраструктура не успевает за ростом города – возникают пробки и трущобы.

Не рост, а качество роста

В целом эксперт предлагает изменить подход к оценке экономик городов. До сих пор стандартное измерение было в валовом продукте. Однако такой подход не учитывает качества роста. Так, ВВП России сильно вырос из-за увеличивающейся на протяжении последнего десятилетия цены на нефть. Но при этом качество жизни простого населения в стране вряд ли можно считать хорошим. Схожая ситуация в других странах. Это заставляет ученых обсуждать идею введения новых показателей измерения, которые учитывали бы качество роста экономики городов.

Еще одним драйвером роста становится сам человек, т. е. горожане. В настоящее время города конкурируют, чтобы привлечь молодых и перспективных людей. Проблема в том, что властям нужны «тысячи квалифицированных специалистов, а приезжают миллионы необразованных», говорит Аузан. В целом это часть более глобальной демографической проблемы.

Культура и городская среда

В списке трендов развития современного мегаполиса нашлось место даже культуре и образованию, роль которых все повышается. Причем культуру исследователи-урбанисты предлагают понимать широко. Это не только наличие музеев и театров, но и культура как противовес промышленному сегменту. Типичный пример – город-развлечение Лос-Анджелес.

Понимание культуры в широком смысле включает в себя также взаимодействие людей, их поведение и ценности, а также социальный капитал – способность группы людей действовать сообща для достижения своих целей. К примеру, если подъезд дома находится в плохом состоянии, горожане могут либо ждать годами, когда его отремонтируют власти или управляющая организация, либо организоваться и сделать это самим. Уже установлено, что в развитых странах этот социальный капитал высокий, а в развивающихся – наоборот, низкий. Может показаться, что социальный капитал – это тема для социологов, однако для экономики это тоже важно, говорит Аузан. Потому что социально ответственные горожане также более внимательно относятся к управлению городом, и эти города становятся более безопасны и привлекательны для проживания.

Наконец, повышается значимость городской среды как таковой. Сегодня города конкурируют за свое население посредством качества среды – какие услуги и возможности может предоставить город. Именно поэтому для российских городов важна задача многообразия: плановость в развитии городов должна остаться в прошлом. «Многообразие – это вообще важный индикатор качества города, – рассуждает эксперт. – В Нью-Йорке, например, есть как дорогие рестораны, так и кафе на колесах, где можно купить хот-дог за $3. Это именно то разнообразие среды, которого недостает в Москве».

В целом эксперт говорит, что современные города должны адаптироваться к изменившейся экономической реальности. К примеру, сейчас горожане становятся все меньше привязаны к рабочему месту, значит, строить офисы в огромных количествах не имеет смысла – они будут пустовать. Возможно, сегодня гораздо более актуальны многофункциональные общественные пространства или даже кафе, где люди могли бы просто встретиться и поговорить.

Людмила ИЗЪЮРОВА

Источник:    http://its.grandsmeta.ru/actual/...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.