4 марта 2024
—
заканчивается
3 мая 2024
Проект
Разработчик
Дорожная Ассоциация «Содружество эксплуатирующих организаций»
Технический комитет
ОКС/МКС/ISO
ОКС 93.080.10
Описание
Настоящий стандарт устанавливает гарантийные сроки и порядок их определения для конструктивных элементов автомобильных дорог и мостовых сооружений и элементов обустройства, а также определяет требования к контролю исполнения гарантийных обязательств на автомобильных дорогах общего пользования.
Настоящий стандарт предназначен для применения в дорожном хозяйстве при реализации мероприятий по строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Приглашаем обсудить проект ГОСТ Р о конструктивных элементах автомобильных дорог
Публичное обсуждение проекта продлится до 3 мая 2024 г.
При разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или ремонт участков автомобильных дорог и ИССО в их составе проектная организация включает в состав проектной документации гарантийные сроки конструктивных элементов автомобильных дорог (КЭАД), мостовых сооружений (КЭМС) и технических средств организации дорожного движения (ТСОДД), в том числе прогноз значений индикаторов состояния КЭАД, КЭМС и ТСОДД по годам гарантийного срока эксплуатации в соответствии с принятыми проектными решениями и условиями эксплуатации. На стадии размещения заказов на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту ОУДХ также предъявляются гарантийные требования к КЭАД, КЭМС, ТСОДД и других элементов обустройства, в том числе значения индикаторов состояния элементов по годам действия гарантийных обязательств.
Поскольку длительность гарантийных сроков напрямую влияет на величину расходов бюджетных средств, условиями государственных контрактов предусматриваются обязательства подрядчика по устранению дефектов КЭАД, КЭМС и элементов обустройства за счет собственных средств в течение периода действия гарантийных обязательств в сроки, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017. При этом необоснованное сокращение гарантийных сроков приводит к перерасходу бюджетных средств, а необоснованное их завышение — к отказу от участия в торгах потенциальных добросовестных подрядчиков и, в крайних случаях, к банкротству добросовестных порядных организаций, заключивших такой контракт. Помимо указанной проблемы существует и задача правильного определения гарантийного случая.
Для исключения рисков некорректного установления гарантийных сроков на КЭАД, КЭМС и элементов обустройства в документации на стадиях проектирования, организации проведения торгов и сдачи объекта строительства (капитального ремонта, ремонта) в эксплуатацию, а также риска ошибки при определении гарантийного случая необходимо наличие объективных критериев установки и контроля исполнения гарантийных обязательств.
На сегодняшний день существуют отраслевые методические документы, которые содержат методические подходы и технические рекомендации в отношении определения индикаторов состояния и рекомендуемых значений показателей состояния мостового полотна по годам действия гарантийных обязательств, организации работ по контролю состояния гарантийных объектов, определения фактического технического состояния отдельных КЭАД, КЭМС и элементов обустройства в период действия гарантийных обязательств.
При этом ни один стандарт, включенный в перечни стандартов, являющихся доказательной базой ТР ТС 014/2011, равно как ни один ПНСТ, не устанавливает конкретных требований к процессам формирования и контроля исполнения гарантийных обязательств на автомобильных дорогах общего пользования. не устанавливает перечень индикаторов состояния (основные контролируемые характеристики и параметры технического состояния) в период действия гарантийных обязательств, правила их определения и требуемые значения по годам действия гарантийных обязательств, каталог подпадающих под гарантийные обязательства характерных дефектов с описанием их внешних проявлений и контролируемых параметров, освобождающие подрядчика от гарантийных обязательств обстоятельства, рекомендуемую форму гарантийного паспорта.
В условиях отсутствия в доказательной базе ТР ТС 014/2011 национальных нормативно-технических документов, регламентирующих требования к процессу установления гарантийных обязательств на автомобильных дорогах общего пользования, существует риск снижения уровня безопасности движения на автомобильных дорогах общего пользования и качества выполнения работ (оказания услуг) по их содержанию, риски несвоевременности планирования и организации ремонтных работ, предъявления необъективных требований к подрядным организациям, неэффективного расходования денежных средств.
Разработка проекта национального стандарта ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Конструктивные элементы автомобильных дорог и мостовых сооружений и элементы обустройства. Гарантийные обязательства» обеспечит исполнение требований ТР ТС 014/2011 и повысит безопасность автомобильных дорог общего пользования.