Кадастровая реформа вот-вот должна начаться. А уже есть масса признаков, почему она может провалиться.
В России начинается реализация кадастровой реформы. Уже в текущем году двадцать три региона проведут кадастровую оценку объектов недвижимости по новым правилам. Проблема в том, что эти новые правила так до конца не определены, в Государственной Думе продолжается марафон по выработке новых критериев. И когда он завершится, пока не ясно. Но, как это у нас часто случается, это не останавливает нововведения. Вот только каков будет их результат, сказать до конца не может никто.
На встречных курсах
Кадастровая стоимость должна все больше сближаться с рыночной, считает Первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Касатонов. И главный тут вопрос не сумма платежа, а то, чтобы кадастровая оценка была бы справедливой. Без этого система полноценно не заработает, а экономика будет испытывать негативное воздействие от несовершенства действующей практики. Ведь на оценке недвижимости завязаны как многие бизнес-процессы, так и повседневная жизнь наших граждан.
А скорей всего, многие из них не ведают, что они будут обязаны активно участвовать в оценке своего имущества. Заместитель министра имущественных отношений Московской области Юрий Лавряков говорит, что закон требует оповещать население о том, то они должны заполнять имущественные декларации. Вопрос в том, что не отработана форма, как это делать – с помощью электронных сообщений или классических повесток. Та же самая проблема с декларациями - подавать их через Интернет или с помощью бумажных носителей?
Но главное даже не это, а то, что, по словам чиновника, большинство владельцев имущества не сумеют заполнить правильно свои декларации. Надо упрощать ее форму, это так же поможет более полно увидеть общую картину.
Проверьте все, что можно
Заполняя декларация, человек должен проверять учтены ли все факторы, определяющие кадастровую стоимость имущества. Есть типичные ошибки, влияющие на ее величину. Так, людям полезно знать уровень элитности поселков, в которых они проживают.
Необходимо четко указывать возраст дома, иначе он может быть поставлен на учет, как новый. А это разная стоимость объекта, от которой зависит размер налога. В идеале у строения должен быть технический паспорт, но его оформление обойдется ориентировочно в 15 тыс. руб. Далеко не каждый домовладелец готов выложить такую сумму.
Еще одна важная деталь – в нашей практике налог нередко начисляют на давно не существующее имущество, но которое когда-то стояло на учете. Это происходит по причине плохой координации между различными ведомствами. Поэтому всегда следует отслеживать такие случаи.
Серьезную дискуссию вызывает вопрос, что делать, если собственник не согласен с результатами кадастровой оценкой и не удается достичь компромисса. По мнению члена Совета Федерации Сергея Калашникова, если возникает такой спор, то следует ввести норму, согласно которой имущество может быть выкуплено за 30% от его стоимости.
Как считает Руководистель Комиссии по кадастровой оценке, взаимодействию с профессиональными и саморегулирующими организациями Общественного совета при Росреестре Алексей Каминский, при рассмотрении подобных инициатив следует иметь в виду, что Россия – очень разная страна. В одних регионов существует развитый рынок недвижимости, а в других его по сути дела нет. Поэтому возможно в разных субъектах Федерации следует устанавливать свои правила.
Проблема еще в том, что, к примеру, в Европе при покупке или строительстве недвижимости налог известен заранее. У нас же дело обстоит иначе, обычно никто не знает, сколько придется платить в будущем. Эта ситуация еще тянется с эпохи массовой приватизации жилья; тогда все постарались стать его собственниками и никто не думал о том, что надо будет уплачивать фискальный оброк. Это время наступает, и многие не готовы к этому ни морально, ни материально.
На разных языках
Мы начали кадастровую реформу, но у нас институт кадастровой оценки плохо стыкуется с принципами налогообложения, полагает Директор департамента недвижимости Минэкономики Алексей Буговицкий. Рынок недвижимости нестабилен, он подвержен колебаниям. И это следует учитывать при взимании налога. Коэффициент 0,7 является в этом плане справедливым. Такая практика применяется и за рубежом.
Другой вопрос: у нас население получает извещение о необходимости уплаты налога тогда, когда его следует уже платить, а не заранее. Это почти не оставляет у налогоплательщиков времени на оспаривание налоговых претензий. К тому же люди плохо осведомлены, куда в этом случае следует идти; чаще всего направляются либо к налоговикам, либо к муниципальным властям. Но эти органы подобные вопросы не решают.
ГБУ не готовы
Гражданам предстоит платить кадастровые налоги на надвижимость уже с 2019 года. А это огромный массив новых налогоплательщиков. К тому же постепенно налогооблагаемые суммы будут возрастать. Но вот удастся ли запустить полноценный процесс кадастрового учета?
Его реализация возложена на ГБУ. Однако пока создаются они медленно. Многие регионы слабо финансируют их формирование, выделяют мало средств на зарплату. Большая проблема с обеспеченностью профессиональными кадрами, недостаточно хорошо налажен процесс их обучения. В свое время государство решило взять сферу кадастровой оценки недвижимости в свои руки, отняв это дело у частных оценщиков. И пока не очень удачно справляется с задачей формирования собственных органов.
Правда, есть регионы, где они в целом уже сформированы и готовы приступить к работе. Но даже там есть немало препятствий. И в первую очередь слабая, недостоверная база данных.
Это самый настоящий бич, который во многом ставит под сомнение успех всего начинания. И тем дальше оно движется вперед, тем ясней становится неполнота и недостоверность имеющейся информации. Причем, даже в тех местах, где до последнего времени считалось, что положение благополучное. Например, Санкт-Петербург приводился в качестве примера, где образцово налажен учет. Выяснилось, что по 34 тыс. объектам нет никакой информации. Что уж говорить о других регионах.
В этой связи появилось предложение: до 2020 года проводить кадастровую оценку, но ее результаты не использовать для целей налогообложения, а накапливать базу данных. В противном случае мы можем столкнуться с большим количеством недовольных налогоплательщиков.
Все хорошо, прекрасная маркиза?
1 апреля 2018 года завершилась сдача квалификационных экзаменов на доступ к профессии оценщика. В свое время представители сообщества указывали на нереалистичность сроков, как и на то, что организация экзаменов находится не на должном уровне.
Согласно данным МЭРа, по всем трем направлениям сдано свыше 16 тыс. 700 экзаменов, более 11 тыс. (67%) их сдало успешно.
Министерство, как это водится у нас, довольно результатами. Иного мнение придерживается экспертное сообщество. По его данным, некоторые регионы остались практически без частных оценщиков, их там не более одного-двух. Многие экзаменующие не смогли попасть на экзамены; согласно имеющейся информации до 30% из тех, кто оплатили экзамены, по разным причинам на них не явились.
Во многих регионах, несмотря на просьбы местных оценщиков, экзамены так и не состоялись. Хотя количество желающих их там сдать насчитывалось до нескольких сотен. Основная экзаменационная сессия была сосредоточена в Москве, но далеко не все смогли приехать в столицу. Хотя, как считает вице-президент Ассоциации СРО оценщиков Кирилл Кулаков, никаких технических сложностей для организации экзаменов на местах не существуют.
Даже сама выдача аттестатов была организована таким образом, что люди вынуждены были простаивать долгие очереди. И это в век цифровых технологий!
Возможно, выдача аттестатов не самая главная проблема. Зато весьма показательная. Она свидетельствует о том, что пока система кадастровой оценки в стране только настраивается. И до полного окончания этого процесса еще путь не близкий. Но, как всегда мы начинаем что-то делать, не решив значительную часть организационных вопросов. А затем удивляемся: почему так все туго идет?
Источник: http://iastr.ru/vlast/549-strana...
Комментарии