В Москве начала работу XXIV сессия технического комитета 71 «Бетон, железобетон, преднапряженный железобетон» международной организации по стандартизации ИСО. Участие в ней принимают более 100 иностранных делегатов – руководителей национальных органов по стандартизации, ведущих специалистов профильных институтов и предприятий - лидеров мировой индустрии бетона и железобетона 30 стран.
Как ни странно, но наибольшее впечатление на участников сессии Международной организации по стандартизации ИСО, посвященное исследованиям и практике применения бетона, произвел в целом далекий от профильной темы доклад японского профессора Коджи Сакаи об устойчивом развитии в производстве стройматериалов и его экологической составляющей.
Приводя данные о ежегодном выбросе в атмосферу Земли 7 миллиардов тонн двуокиси углерода только при производстве стали и цемента, а в целом 30 миллиардов тонн от всей строительной индустрии, он констатировал повышение температуры океанских вод, сокращение рыбных запасов, учащение стихийных бедствий, таких как штормы и цунами. А суть его призыва состояла в улучшении качества проектирования, приспособление его к экологическим аспектам, отказе от наращивания избыточной безопасности, что позволит снизить на 10-15 процентов нагрузку на окружающую среду.
Профессор Сакаи анонсировал, что новые нормативные документы в области снижения нагрузки строительства на экологию будут обсуждаться на московской сессии ИСО и с удовлетворением рассказал о первых результатах влияния ученых на реальную жизнь и экономику. Так, по его данным, многие пенсионные фонды богатейших стран выводят свои капиталы из угледобывающих и сланцевых компаний, которые наносят максимальный вред экологии.
Трудно сказать, чем японский профессор прельстил участников, но все мои российские и зарубежные собеседники заявляли, что им запомнилось именно его выступление.
Что обсуждала сессия ИСО?
Что касается самой сессии ИСО, то, во-первых, она впервые за 70 лет была проведена в России, а во-вторых, собрала, несмотря на санкции, профильных специалистов из 30 стран, в том числе США, Германии, Италии, Японии, Китая, Израиля и даже Еврокомиссии.
Зарубежных гостей приветствовали заместитель главы Минстроя Хамит Мавлияров, президент РААСН, генеральный директор НИЦ «Строительство» Александр Кузьмин, директор Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве Дмитрий Михеев. В своих приветствиях на сессии и в кратких интервью журналистам они заявили о пользе для наших специалистов обмена опытом и совместной работы над созданием новых стандартов, о возможности пополнения ими страдающей изъянами отечественной базы.
Важность участия зарубежных экспертов подтвердил доклад профессора американского института бетона Густаво Парра Монтесиноса о применении сталефибробетона в строительных конструкциях. Он подробно рассказал о применениистальных волокон в бетонных панелях, которые на три четверти повышают прочность конструкций, предотвращают трещины, уменьшают возможности сдвигов и разрывов. Он предрек большое будущее этой технологии, которая, по его словам, скоро станет самой распространенной в мире, несмотря на сложность монтажа и относительной дороговизны.
Член Европейской комиссии и председатель ее профильного центра Паоло Негро поделился опытом научно-практической работы по укреплению сейсмостойкости зданий и сооружений, что особенно важно для стран Южной Европы. Его главная рекомендация – приоритет сборных конструкций над залитыми на месте, использование шарнирных соединений как на верхних, так и нижних этажах, а также точное соблюдение пропорций в бетонном растворе. Еще один дельный совет: укладка качественной облицовки стен, которая повышает пластичность здания и общее укрепление его сейсмостойкости. Упомянул он и о выпуске его ведомством сборника рекомендаций по креплению облицовочных панелей и их соединению с основной конструкцией.
Мы тоже не лыком шиты
О том, что и мы не лыком шиты, показал в своем докладе зам. генерального директора АО «Институт Оргэнергострой» Валерий Дорф, который рассказал об использованиисталефибробетона в отечественном строительстве. Один из эффектов этого – понижение температуры в массивных бетонных конструкциях, которая может доходить до 70 градусов. Фибры позволяют снижатьтемпературу корпуса здания на 30-40 градусов. Оргэнергострой уже спроектировал производство панелей из сталефибробетона для укладки на АЭС с магнитными креплениями. К сожалению, констатировал докладчик, у нас пока нет соответствующих нормативных документов, а в США и ЕС они есть. Надо и нам позаботиться о принятии таких стандартов.
С неподдельным интересом наших и зарубежных участников было встречено выступление президента Союза базальтовой индустрии России Андрея Никитина, который рассказал о нашем первенстве в производстве композитных материалов на основе базальта. По его данным 40 процентов базальтовой нити используется в строительстве, особенно в арктической зоне, где в бетонных конструкциях предпочтительнее использовать именно этот экологически безвредный материал вместо металла. К сожалению, переход на базальтовые волокна сдерживает отсутствие нормативной базы. У нас есть стандарты по композитным материалам, а вот по базальту нет, констатировал докладчик.
Вообще, проблема недостаточности или отсутствия нормативной базы применительно к новым материалам и технологиям всплывала почти в каждом выступлении российских докладчиков. И большинство их охотно продолжили работу в рамках заседания Технического комитета 71 ИСО по бетону и железобетону с целью изучения и возможного заимствования выработанных в нем стандартов.
Много ли новшеств в зарубежном опыте?
Кстати, комментируя выступления иностранных гостей, ученый секретарь НИИ железобетона имени А. А. Гвоздева Юрий Волков, заявил, что каких-то особых новшеств и сенсаций они не привнесли. «Мы нисколько не отстаем от Запада, а в ряде областей мы опережаем его», - сказал он.
Его мнение поддержали два завлаба этого известного научного центра – Ирина Кузнецова и Михаил Титов. По их словам, российские граждане хотят купить квартиру в новом доме и жить в ней долго, подчас всю жизнь. А американцы строят дома на 20 лет, потом сносят их, строят новые за счет страховки, но стараются эти свои технологии продать по всему миру. А зачастую они нам не слишком подходят, например, по пожаробезопасности.
- В нашей лаборатории по огнестойкости бетона, - рассказала Ирина Кузнецова, - мы испытывали и стальные нити, и полипропиленовые, и стеклопластиковые. Должна сказать, что стальные не снижают, а повышают пожароопасность, полипропиленовые – взрывоопасны, а стеклопластиковые – токсичны. Так что традиционная арматура надежнее. И в целом мы ставим во главу угла безопасность, а американцы – целесообразность.
При этом она привела итоги исследовательской работы своего института на реконструкции и продлении сроков эксплуатации целого ряда блоков Билибинской, Белоярской, Ленинградской, Калининской АЭС:
- В свое время мы исследовали и бетонные конструкции на Чернобыльской АЭС, сказала Прина Кузнецова. - Кстати, мало кто знает, что в результате исследований последствий катастрофы в Чернобыле был открыт новый элемент таблицы Менделеева Кориум. После завершения всех этих научно-практических работ наш институт выпустил научный сборник. Поначалу к нему не было большого интереса, но после аварии на Фукусиме японцы мгновенно купили право на его издание, перевели на японский и выпустили большим тиражом. Этот пример говорит о том, что и нам есть, что предложить иностранным партнерам.
Источник: http://ancb.ru/publication/read/...
Комментарии