Усиление контроля за безопасностью зданий может обернуться новыми административными барьерами
Недавно в комитете Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции прошел круглый стол, на котором обсуждались вопросы совершенствования законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности торгово-развлекательных, культурно-зрелищных и других объектов массового пребывания людей. В центре внимания участников заседания был проект федерального закона №518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора», принятый Госдумой в первом чтении 12 декабря 2018 года. Этот законопроект был подготовлен депутатами Госдумы по итогам деятельности рабочей группы, образованной в связи с трагедией в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в Кемерове в прошлом году.
Подводя итоги работы группы, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев отметил, что с 2007 года государственный пожарный надзор был фактически отстранен от контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода в действие объектов в эксплуатацию. При этом передача полномочий по осуществлению госпожнадзора при строительстве объектов государственному строительному надзору не привела к снижению уровня пожарной опасности объектов нового строительства.
После трагедии в Кемерове органами госпожнадзора были проведены внеплановые проверки 86 тыс. объектов с массовым пребыванием людей, на более чем 28 тыс. объектов был выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Причем зачастую отсутствует техническая возможность устранения нарушений капитального характера, допущенных еще на этапе проектирования и строительства. Нередко эксплуатацию объектов приходится приостанавливать, а устранение нарушений требует значительных капитальных затрат. Поэтому, по мнению Василия Пискарева, необходимо вернуть органам государственного пожарного надзора полномочия за соблюдением требований пожарной безопасности, начиная еще со стадии проектирования и строительства, но при этом предусмотреть гласность и прозрачность проводимых проверок.
Пожарные возвращаются?
Подробнее о содержании поправок рассказал статс-секретарь — заместитель министра МЧС России Алексей Серко. По его словам, вводится определение «объект с массовым пребыванием людей». Это объект капитального строительства, на котором в соответствии с проектной документацией предполагается одновременное нахождение 50 и более человек, за исключением линейных объектов, а также жилых зданий с количеством этажей не более трех. Устанавливается, что федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора исключительно при строительстве и реконструкции объектов с массовым пребыванием людей. Также предусматривается возможность проведения проверок в отношении здания в целом, включая всех лиц, осуществляющих деятельность на объекте. Законопроект наделяет органы госпожнадзора полномочиями по проведению плановых (рейдовых) осмотров объектов защиты в процессе их эксплуатации. Кроме того, предусматривается проведение МЧС России аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации в области пожарной безопасности.
Директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору Ринат Еникеев отметил: «Мы усовершенствуем процесс обеспечения безопасности для того чтобы объект рождался, а потом эксплуатировался в соответствии с требованиями пожарной безопасности, чтобы один человек, инспектор пожарного надзора, понимал на стадии проектирования, строительства, приемки в эксплуатацию и эксплуатации, что происходит с объектом. Это будет наиболее эффективно».
Впрочем, первый заместитель председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев признал, что предложенные депутатами ко второму чтению законопроекта поправки вызвали неоднозначную реакцию специалистов. По его словам, отдельными федеральными органами исполнительной власти были высказаны опасения, что подготовленный депутатами законопроект может вызвать усиление административного давления на бизнес.
Экспертиза поправок
В частности, иной подход к проблемам повышения пожарной безопасности объектов предложил начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин, выступивший на прошедшем 12-14 февраля в Москве Международном форуме «Технологии безопасности». Он заявил, что отдельные положения законопроекта, направленного на совершенствование деятельности Государственного пожарного надзора, по мнению Главгосэкспертизы, нарушают функционирование института экспертизы проектной документации по принципу «одного окна». Вопрос усиления контроля со стороны государства за вопросами обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей на стадии их проектирования должен решаться в рамках существующего института экспертизы.
Александр Красавин отметил, что предпочтительнее внести корректировки в статью 48.1 Градостроительного кодекса, которая определяет перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе на федеральном уровне. В настоящее время к ним отнесены объекты, за проектированием которых государство осуществляет контроль в части соблюдения требований технологической, промышленной и механической безопасности посредством экспертизы на ранней стадии. Однако в этом перечне отсутствуют здания и сооружения гражданского назначения, которые с точки зрения пожарной безопасности могут оказаться самыми опасными для человека. В таких проектах и в последующем на объектах зачастую имеются отступления от требований пожарной безопасности сводов правил, включенных в добровольные перечни к техническим регламентам. Государство не контролирует такие объекты на стадии проектирования, а отдает эти вопросы на усмотрение негосударственных экспертных организаций. Аналогичная ситуация с уникальными объектами, подлежащими госэкспертизе. К ним, согласно Градкодексу, не относятся крупные многофункциональные комплексы, состоящие из десятков тысяч квадратных метров и рассчитанные на единовременное пребывание многих тысяч людей. Для получения разрешения на строительство таких объектов, которые по своим масштабам зачастую сопоставимы с целым городом, достаточно проведения негосударственной экспертизы. Представитель ГГЭ предложил включить такие объекты в перечень особо опасных и уникальных объектов дополнительных категорий с точки зрения пожарной безопасности и проводить госэкспертизу соответствующих проектов.
Кроме того, представитель Главгосэкспертизы выступил с рядом более общих предложений, которые, по мнению учреждения, стоит учесть при совершенствовании законодательства. Одно из них касается внесения корректировок в нормативные документы, которые позволят специалистам осуществлять проектирование зданий и сооружений без разработки специальных технических условий (СТУ), применение которых ведет к затягиванию сроков реализации проектов и к удорожанию стоимости проектирования.
Важно также установить более четкие и конкретные требования к объему разрабатываемой и представляемой на экспертизу проектной документации. Действующее положение о составе и содержании разделов вводит лишь общие, рамочные критерии, тогда как новый документ должен установить вполне определенные требования как к содержанию разделов проектной документации, так и к процедуре их согласования при проведении экспертизы. Эти новеллы помогут сократить число требований, ведущих к дополнительному усложнению и удорожанию процессов проектирования и экспертизы, в том числе по вопросам пожарной безопасности. Кроме того, они помогут более четко распределить полномочия между экспертными и надзорными органами.
Также при актуализации законодательства необходимо учесть широкое внедрение технологий информационного моделирования и переход на цифровое проектирование объектов. «С точки зрения безопасности было бы правильно присвоить объектам что-то вроде «электронных паспортов», обеспечив к ним доступ в режиме реального времени для контролирующих органов, — подчеркнул Красавин. — В такой информационной модели могут быть отражены основные архитектурные и конструктивные параметры, исправность инженерно-технических систем противопожарной защиты и других систем безопасности, состояние эвакуационных путей и выходов, изменение объемно-планировочных решений и другие характеристики объекта». Он подчеркнул, что Главгосэкспертиза выступает за межведомственное взаимодействие при разработке нормативных документов, так как сегодня нормы, содержащие требования пожарной безопасности, вызывают у профессионального сообщества немало вопросов. Только совместная работа, основанная на взаимном уважении и учете международного опыта, позволит совершенствовать законодательство в нужном направлении.
Цитата:
Начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин:
«Я ни в коей мере не ставлю под сомнение профессионализм и компетентность коллег из негосударственных экспертных организаций, но контроль со стороны государства за правильностью и обоснованностью принятых решений на стадии проектирования подобных объектов необходим, наверное, ничуть не меньше, чем за проектированием подвесной канатной дороги или склада с азотной кислотой, — поэтому мы предлагаем рассмотреть возможность включения»
Источник: https://www.stroygaz.ru/publicat...
Комментарии