Минстрой России рассматривает возможности расширения применения металла, в том числе в строительстве многоэтажных домов, школ и других социально значимых объектов. Одно из главных конкурентных преимуществ стальных конструкций по сравнению с железобетонными и другими конструкциями, применяемыми в массовом строительстве, – повышение скорости возведения объектов в 2 раза и всесезонность строительно-монтажных работ. В более долгосрочной перспективе увеличить долю металлоконструкций планируется за счет реализации масштабных инфраструктурных проектов.
«Дорожная карта» по расширению области применения стали в строительном комплексе Российской Федерации на 2022–2026 гг. была разработана Минстроем по поручению Президента РФ совместно с Минпромторгом и при участии профильных ассоциаций, металлургических компаний, проектных и отраслевых объединений.
Углубленное изучение отечественной и зарубежной практики домостроения на основе модульных металлоконструкций, а также оценка новых предложений и разработка стимулирующих мер для инвесторов проводятся по итогам совместного совещания Минстроя и Минпромторга по вопросам реализации государственных и частных инвестпроектов с использованием металлоконструкций в качестве основного стройматериала. В числе приоритетных задач по увеличению спроса на металлопродукцию рассматриваются проекты зданий и сооружений с применением модульных конструкций, внедрение проектов повторного применения с использованием стального каркаса, а также разработка нормативно-технических документов, которые помогут стимулировать применение стальных конструкций при строительстве жилья. Минстрой также изучает возможности реализации пилотных проектов по строительству многоэтажных домов с использованием стального каркаса и легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК). В частности, один из примеров реализованного типового проекта с применением такой технологии – шестиэтажный жилой дом в Калужской области.
Кроме того, внимание федеральных властей привлек и проект 17-этажного дома на стальном каркасе, разработанный «Северсталью». На его основе предполагается запуск пилотного проекта уже в 2023 году.
Между тем споры «за» и «против» металла в массовом строительстве длятся во всем мире десятки лет, несмотря на то, что именно металлокаркасные технологии положили начало индустриальному строительству на рубеже XIX-XX веков. В том числе благодаря металлокаркасу в мире появились первые небоскребы и многие другие здания и сооружения, без которых невозможно представить современную картину мира, – от промышленных ангаров до стадионов, торговых центров, аэропортов и т.д. Но из-за дороговизны металла коммерческие проекты все же стали превалировать в сегменте металлоконструкций и эта тенденция характерна сегодня для большинства стран.
Россия – один из главных производителей металла в мире, но доля объектов с применением стального каркаса в стране, по оценкам экспертов, не превышает 13-15% от общего объема строительства. В то время как в ряде крупнейших западных стран доля таких проектов достигает 65% и выше. Причем основной строительный спрос на металл в этих странах в последние годы связан именно с высотным жилищным строительством благодаря появлению быстровозводимых модульных технологий.
Тем временем в России на основе металлоконструкций строится сегодня меньше 1% жилья и, по мнению специалистов, именно в этом сегменте есть большой потенциал для роста.
«Жилых зданий с использованием стального каркаса в нашей стране действительно пока не много. В большинстве высотных зданий, в том числе проходивших экспертизу у нас как уникальные объекты, применяются в основном конструкции из железобетона, сталежелезобетона и стали», – отметил Евгений Леонтьев, начальник Управления строительных решений Главгосэкспертизы России.
По словам эксперта, идея расширить возможности применения стали в строительстве не нова, при том что в прежние годы в стране был накоплен большой практический опыт работы с такими проектами. «Например, «сталинские» высотки построены по конструктивной схеме с использованием стального каркаса. Но массово применять эти технологии в жилищном строительстве было нерационально: во времена Советского Союза избытка металла не было, и стоил он гораздо дороже, чем железобетон. Поэтому ограничителями спроса на него со стороны строительной отрасли были исключительно экономические факторы», – считает Евгений Леонтьев.
При этом ограничений в большей части действующих сводов правил по применению стальных конструкций в нормальных условиях эксплуатации практически нет. «Можно сказать, их вообще не существует применительно к реальной практике возведения объектов. К примеру, в соответствии с требованиями СП16, применение стальных конструкций допускается при температуре не выше 100 и не ниже «минус» 60 градусов Цельсия. То есть диапазон применения – огромный, причем за некоторыми исключениями использовать металлоконструкции можно без разработки специальных технических условий», – подчеркивает эксперт.
«На мой взгляд, для стальных конструкций в сфере жилищного и общественного строительства перспективы самые широкие, потому что наряду со скоростью строительства и конструктивными преимуществами этот материал позволяет реализовать уникальные формы объектов в архитектурных решениях. Один из свежих примеров – театр оперы и балета в Севастополе, где необычные архитектурные решения, принятые в деконструктивистском архитектурном стиле, реализованы благодаря использованию стальных конструкций», – говорит Евгений Леонтьев.
Если говорить в целом об отечественной практике проектирования гражданских зданий и сооружений из стального каркаса, то требования к ним регламентируются различными сводами правил в зависимости от функционального назначения. Основная уязвимость таких конструкций – подверженность коррозии, но при огромном разнообразии современных технологий и материалов защитить металл от воздействия агрессивных сред – не проблема. А механическая безопасность любых зданий определяется качеством проектных решений, уверены специалисты Главгосэкспертизы.
«Применительно к направлению пожарной безопасности никаких ограничений на применение зданий из металлокаркаса также не существует при условии соблюдения требований по обеспечению необходимой огнестойкости строительных конструкций проектируемых зданий и сооружений», – пояснил Александр Красавин, начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России.
Источник: https://ardexpert.ru/article/23633
Комментарии