20 сентября 2021
—
заканчивается
10 ноября 2021
Проект
Разработчик
Союз строительных компаний Урала и Сибири
Другие разработчики
Ассоциация "Национальное объединение строителей"
Технический комитет
ОКС/МКС/ISO
ОКС 91.040
Описание
Объектом стандартизации является деятельность по ведению исполнительной документации в электронном виде, которая является составной частью строительного контроля, осуществляемого в процессе строительства.
Аспектом стандартизации является совокупность порядка и правил, регламентирующих подготовку, оформление, ведение, подписание, регистрацию журналов учёта выполнения работ и исполнительной документации в электронном виде.
Приглашаем обсудить проект ГОСТ Р о ведении исполнительной документации в электронном виде
Публичное обсуждение проекта продлится до 10 ноября 2021 г.
Стандарт разработан в целях сокращения документооборота на бумажных носителях и уменьшения трудозатрат специалистов на подготовку, оформление, ведение и подписание журналов учёта выполнения работ и исполнительной документации посредством внедрения процессов цифровизации в деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также в целях обеспечения единства понятий, принципов и терминологии по подготовке, оформлению, ведению и подписанию журналов учёта выполнения работ и исполнительной документации в электронном виде.
Определение «3.1.2 Исполнительная документация в электронном виде: Исполнительная документация, созданная в качестве электронного документа (?!) в информационной системе (?!) без предварительного документирования на бумажном носителе (?!), подписанная усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью (?!) в соответствии с ФЗ-63» не соответствует ни законодательству РФ, ни здравому смыслу.
Данная формулировка исключает свыше 95% всех электронных документов данного класса, включая:
1) Оцифрованные документы – которые, что бы там ни думали авторы стандарта, признаются документами законодательством РФ (в зависимости от оформления и заверения, - на правах оригинала, дубликата, нотариально заверенной копии, заверенной копии, простой копии, архивной копии и выписки).
2) Электронные документы, представляющие собой дубликаты (повторные оригиналы) бумажных документов;
3) Электронные документы, не снабженные УКЭП – которых очень много;
4) Унаследованные документы и
5) Документы зарубежных разработчиков.
Правильная формулировка следующая: «Электронная исполнительная документация – исполнительная документация в электронном виде.»
Определение «3.1.5 электронный образ документа: Электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе, переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования, с последующим заверением усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью и внесением её в соответствующую информационную систему» не соответствует законодательству РФ и здравому смыслу.
В сфере права нет понятия «образ» (это ИТ-сленг), и используется исключительно понятие «копия».
Главной ошибкой определения является то, что термин «копия» подразумевает полное и точное воспроизведение содержания оригинала, а вовсе не любой результат сканирования, даже если он и заверен УКЭП. Соответственно, приравнивание образа к копии неправомерно.
Законодательство РФ не требует именно УКЭП для признания отсканированных материалов электронными копиями.
Заверение УКЭП (и любой ЭП) имеет правовую силу только в том случае, если это УКЭП надлежащим образом уполномоченного лица.
Не имеет никакого значения, какие средства использовались для преобразования документа в электронную форму, поэтому упоминание «средств сканирования» избыточно.
Статус объекта как электронной копии (или электронного образа) не зависит от того, где он хранится – соответственно, упоминание «соответствующей» (какой?!) информационной системы избыточно.
Раздел «Требования к электронным документам» Приложения 2 свидетельствует о некомпетентности разработчиков стандарта, не имеющих абсолютно никакого представления о том, в каких системах и форматах создается и поддерживается реальная исполнительная документация, каков объём этих объектов и т.д.
Разработчики просто переписали хорошо известные, давно уже морально устаревшие требования Росархива, сформулированные в конце прошлого века для организационно-распорядительной документации того времени…
Данного раздела вполне достаточно, чтобы рекомендовать Техническому комитету начать разработку проекта стандарта заново, с заменой коллектива разработчиков.