Первое июля 2019 года — ключевая дата для сферы долевого строительства, когда вступает в силу запрет продаж новостроек низкой степени готовности по договорам долевого участия. Реформа отрасли назрела из-за острой проблемы с обманутыми дольщиками, однако и отказ от бесконтрольного привлечения их денег в кассу не может пройти незаметно для застройщиков. О том, есть ли жизнь для строителей и покупателей новых домов после 1 июля, в интервью порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, рассказал глава Минстроя Владимир Якушев. Беседа прошла в Тюмени в кулуарах заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности.
— Владимир Владимирович, начну с личных впечатлений от реформы: у меня сложилось убеждение, что большинство строительных проектов, как двоечников в средней школе, "дотащили до аттестата", то есть дали достроить уже начатые проекты по старым правилам без перевода продаж на счета эскроу. Назывались данные о том, что около 80% уже начатых новостроек все же будут достроены по привычной схеме продаж с ДДУ. Откуда тогда информация, в том числе и с рекламных билбордов, о росте цен на новостройки с 1 июля?
— Это не более чем маркетинговый ход. Экономические основания повышения стоимости квадратного метра в уже строящихся домах не могут быть связаны с переходом на проектное финансирование. Основная масса застройщиков по большому счету еще не получила проектное финансирование, и повышать цену, закладывая те проценты, которые они еще не платили, — это опережать события. Но, к сожалению, не только в строительной отрасли существует тенденция роста цен, связанная с ожиданиями рынком предстоящих негативных изменений. Например, вспомним изменение НДС: как только появилась информация по его индексации, цены на некоторые товары начали расти — причем не в пропорции увеличения налога, а гораздо больше.
— А как гражданам узнать, переходит ли понравившийся им строящийся жилой комплекс на эскроу с 1 июля или нет? Ранее вы заявляли, что такую информацию регионы могли бы публиковать в открытом доступе.
— Мы от этой инициативы не отказались. Конечно, наиболее удачное решение, если эта информация будет публиковаться на порталах региональных правительств, но застройщики должны делать это добровольно. Однако если публикацией сведений будет заниматься регион, то есть риск, что во взаимоотношениях субъекта и застройщика могут возникнуть проблемы с точки зрения конфиденциальности деловой информации. Если сам субъект будет публиковать эти данные, то, наверное, с позиции права это будет не очень корректно. Сейчас мы прорабатываем некоторые аспекты этой идеи, например, как правильно ее реализовать с точки зрения коммерческой тайны. Кроме того, надо построить систему так, чтобы у нас не было разногласий с Федеральной антимонопольной службой. Учитывая, что сегодня большинство застройщиков и субъектов проходят реформу долевого строительства, помогая друг другу, то, скорее всего, нам необходимо будет дорегулировать эту тему, чтобы застройщики добровольно давали информацию. Мы постараемся, чтобы эта информация в ближайшее время появилась на сайтах региональных правительств.
— Но нам надо не только перейти на новую систему продаж строящегося жилья, но и строить больше. Достаточно ли будет тех денег, которые заложены в нацпроекте на стимулирование жилищного строительства, или вы считаете, что этот лимит необходимо увеличить?
— Мы об этом постоянно говорим, подчеркивая, что рывок в объемах мы можем совершить только при дополнительном финансировании инфраструктуры. Для того чтобы аргументировать эти слова, Минстрою необходимо представить четкий массив информации, а именно проверенные расчеты по планам развития жилищного строительства, подписанные 85 губернаторами. Когда я работал в этом здании (правительство Тюменской области — ред.), у меня была разложенная карта: участки в областной столице, в других городах и муниципалитетах, которые должны быть застроены, с выкладкой, откуда мы берем инфраструктуру для каждого дома. При наличии такого плана достаточно просто посчитать потребность в инженерных сетях и социальных объектах. Но в стране максимум 15 субъектов, которые высокоорганизованно ведут программу развития жилищного строительства. Все остальные сейчас с ужасом осознают, что у них нет планового понимания развития, все было по инерции и на автомате: как-то, где-то и кто-то строил. Плоды такого планирования — новые микрорайоны в чистом поле. И только сейчас, когда они начали пытаться ответить довольно простой вопрос — сколько им денег нужно на инфраструктуру, многие наконец стали очень глубоко погружаться в тему.
Однако времени на раскачку немного. Чтобы совершить рывок, предписанный в нацпроекте, нам надо будет закладывать стройплощадки и деньги уже в 2021 году, потому что, с учетом трехлетнего цикла строительства, результат мы должны получить в 2024 году. Если деньги пойдут в 2022 году — мы уже не успеем выполнить национальную цель.
При исторически инерционном подходе со стороны большинства регионов особенно важно, чтобы непростая реформа долевого строительства проходила на фоне амбициозной национальной цели по росту объемов ввода жилья. Иначе просто не будет стимула беречь застройщиков и планировать дальнейшее развитие отрасли. Путь наименьшего сопротивления: нет застройщиков — нет проблем с долевым строительством и дольщиками. Мне важно, чтобы они прониклись и понимали, насколько важно в 2020-2021 годы получить максимум. Тогда региональная составляющая нашего проекта будет сделана совершенно на другом уровне. Отмечу, что команды субъектов уже достаточно глубоко погружены в эту тему. Полагаю, к осени мы получим четкий расчет структуры планов жилищного строительства и, соответственно, необходимых средств.
— А поддержка инфраструктуры для частных домов учитывается в этих планах?
— Конечно, учитывается. Мы не делим индивидуальное и индустриальное строительство в этой работе.
— Росстат показал резкий — почти на треть — рост объемов ввода новых домов в мае 2019 года к такому же месяцу годом ранее. При этом с нового года статистика показывала, напротив, падение. Означает ли это, что застройщики не торопились с вводом домов в эксплуатацию, ожидая перехода на счета эскроу с 1 июля 2019 года?
— Мы все проанализируем достаточно предметно. Не думаю, что застройщики специально придерживали ввод жилья, но, мне кажется, на рынке возникла определенность, реформа долевого строительства уже не так пугает бизнес, как год назад, нет такой паники. Все это время мы пошагово снимали все острые вопросы — один расчетный счет на один дом, уход от котлового метода, одно разрешение на строительство, переход на проектное финансирование, открытие эскроу-счетов. Все это наблюдали, проходили и работали вместе над тем, чтобы разъяснять суть реформы. Фактор стабильности начинает влиять, когда бизнес уже понимает, как будут выглядеть его планы.
— Наша беседа проходит в перерыве 39-го заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности, здесь собрались руководители строительных отраслей стран СНГ. Поднималась ли в ваших беседах тема нацпроектов, есть ли у партнеров интерес к ним?
— Мы в основном обсуждали технические вопросы, но даже и они, в частности вопрос информационного моделирования, — это тема нацпроекта. Так что мы все равно двигаемся в сторону решения одной из задач, которая четко сформулирована в нацпроекте. Что касается участия: белорусы всегда испытывали интерес к нашему рынку, и у них действительно высокоорганизованные строительные компании, причем с достаточно неплохим ценовым предложением. Технологии они предлагают современные, поэтому у них интерес к заходу на наш рынок с точки зрения строительства, конечно, присутствует.
— А для регионов какие экспериментальные возможности в рамках нацпроекта сейчас доступны?
— У нас есть несколько направлений, где мы планируем, что будем стартовать с экспериментом. Так, мы сегодня мы прописываем Стандарт комплексного развития территорий в нормативно-технические документы, и как раз в рамках нацпроекта мы планируем, что будем вводить его не сразу во всех 85 субъектах, потому что он предполагает серьезность требований и высокий уровень администрирования со стороны команд в регионах. Планируем, что стандарт будет внедряться сначала в нескольких регионах в качестве эксперимента. Предложений много, и мы ждем субъекты, чтобы они активно подключались к этой работе.
Источник: http://www.minstroyrf.ru/press/y...
Комментарии