Все статьи

Ежедневно метро в Москве пользуются тысячи жителей города, но кто из нас, спускаясь в подземку, задумывался о том, что скрыто от глаз пассажира и куда ведут темные проходы в тоннеле, которые то и дело мелькают за окном мчащегося поезда? О том, как устроен метрополитен изнутри, рассказывает историк московского метро Александр Попов в рамках видео-лекции на портале archtime.ru.

С чего началось метро? С наблюдений. Однажды британский инженер Марк Брюнель обратил внимание, как корабельный червь прокладывал себе путь в куске древесины: его голова была покрыта зубчатой раковиной, которую моллюск использовал как бур. Тогда у инженера возникла идея, которая легла в основу запатентованного им позже проходческого щита – изобретения, прославившего имя Брюнеля среди инженеров и горняков. Проходческий щит использовался при строительстве в 1825 году в Лондоне туннеля под Темзой. Щит состоял из 12 независимых секций, размер каждой из которых составлял 6,5 метра в высоту, один метр в ширину и два – в глубину. Конструкция позволяла разрабатывать породу и углубляться в нее, в то же время удерживая своды прохода. Одна группа рабочих удаляла землю из щита, другая выкладывала стены тоннеля кирпичом.

Проект пешеходного тоннеля, хоть и не быстро, но был реализован. Он проходил через мягкие грунты и стал первой в своем роде подводной инженерной конструкцией, а также отправной точкой для реализации множества других невероятных проектов. Ко времени строительства станций и тоннелей метрополитена инструментарий серьезно модернизировали.

В Европе, особенно в Лондоне, Париже и Берлине, как рассказал историк московского метро Александр Попов, к строительству метро подходили по-своему. Так, в Лондоне тоннели прокладывали на большой глубине по методу «закрытой проходки». В Париже использовали аналогичный принцип, но строители глубоко не погружались. Это связано с различием грунтов: в Лондоне - удобная для бурения тоннелей глина, в Париже – известняк. Отрезки тоннелей, которые должны были проходить под рекой, французы строили на свежем воздухе, и уже готовыми опускали в воду. Берлинские тоннели тоже проходят на малой глубине, потому что из-за песчаных почв их строили, в основном, открытым способом: разрывался котлован-траншея, где возводились стены и свод тоннеля, а потом сооружение покрывали землей.

Прежде чем строить московское метро, специалисты ездили в Нью-Йорк, Берлин и Лондон, изучали технологии, рассматривали ошибки, порой выбирая наиболее подходящий метод строительства отдельно для каждого перегона и станции. Метро Москвы сегодня – это громадный комплекс подземных сооружений – станций, тоннелей, переходов и служебных помещений. Для защиты от затопления в подземке устроены многотонные стальные двери – гермозатворы, которые позволяют герметично перекрыть тоннель метро. Затворы устанавливают таким образом, чтобы разделить всю подземку на изолированные участки. Кроме того, метро – это не только транспортная система, но и громадное убежище со сложной системой вентиляции, фильтрации и подачи воздуха, которое способно защитить людей от глобального катаклизма.

Узнать всё об устройстве московской подземки можно здесь.

Источник:    https://gge.ru/press-center/news...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.