Вторая половина мая и начало лета прошло под девизом: «Ни дня без «цифры» в строительстве!». Плотность мероприятий, посвященных цифровизации отрасли, была, пожалуй, максимальной за последние несколько лет: почти 10 мероприятий за три недели.
Одним из значимых с точки зрения организации перехода стройки на «цифру» стало совместное заседание Комитета по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ и четырех Комиссий Общественного совета Минстроя России, которое состоялось 31 мая с.г. на площадке МГСУ. Председательствовал на заседании глава Комитета ТПП РФ по строительству Ефим Басин, а Общественный совет, вместе с ним, представляли руководитель Комиссии по цифровизации строительства Михаил Викторов, руководитель комиссии по саморегулированию, президент НОПРИЗ Михаил Посохин и руководитель Комиссии по ценообразованию, президент НОСТРОЙ Антон Глушков.
Власть говорит…
Нужно сказать, что мероприятия, посвященные вопросам цифровизации строительной отрасли, сейчас перешли от теории во вполне практическую плоскость. Споры о «цифре», единых реестрах, применении BIM остались позади, и теперь на каждой встрече профсообщество обсуждает, что уже сделано и что еще нужно сделать. И это не может не радовать. Тем более, что по словам замминистра строительства России Александра Козлова, цифровизация экономики - это ключевое направление работы правительства России. При этом «цифра» в стройке все больше приобретает прикладное значение, она должна способствовать достижению целей, которые стоят перед строительством и ЖКХ: строительство 120 млн кв.м. жилья в год, 5 млн семей должны ежегодно улучшать свои жилищные условия, а 95% массовых услуг должны быть доступны в электронном виде.
Пока же, по словам А.Козлова, до цифровой зрелости строительной отрасли очень далеко – до 95% взаимодействий на стройке между всеми участниками, например, со стройнадзором, проходит в бумажном виде, с участием журналов, подписей и печатей. Стройнадзор плохо оцифрован, и ему нужно понять, что через год он будет смотреть не просто электронные документы, а ТИМ-модели. Очевидно, что все это нужно переводить в электронный вид. Будет продолжена работа по снижению административных барьеров, но очевидно, что такие действия не должны идти в ущерб качеству строительства. Гораздо важнее сократить реальные сроки инвестиционно-строительной стадии и повысить качество управления как строительства, так и эксплуатации объектов. И начинать работу нужно с госзаказчиков, потому что именно здесь в области цифровизации самые слабые и знания и опыт. Минстрой России собрал заявки от регионов по части подготовки необходимых специалистов, чтобы с 1 января 2022 года перейти на проектирование объектов госзаказа в ТИМ (технологии информационного моделирования). Выяснилось, что до конца года нужно подготовить 18 тысяч специалистов. Так что придется задействовать не только внутренние ресурсы Минстроя, но и подключаться к программе «Кадры для цифровой экономики», которая находится в ведении Минцифры.
И. судя по всему, именно подготовка кадров для цифровизации отрасли сейчас встает во главу угла – в этом уверен и замминистра строительства Дмитрий Волков. Никакие трансформации и идеальное нормативно-правовое регулирование ничего не стоят без людей. Внедрение ТИМ – это не панацея, само по себе оно ничего не решит. Технологии информационного моделирования заработают только там, где уровень подготовки кадров способен воспринять все преимущества, которые дает ТИМ. Сейчас нужно начать готовить заказчиков хотя бы на уровне «курса молодого бойца». Да и в целом всем придется садиться за парты - заказчикам, чиновникам и подрядчикам. Без получения новых знаний и навыков никакая цифровизация в стройку не придет.
… Оптимисты предлагают….
Позиция органов власти понятна – им поставлена задача с 1 января 2022 года массово перевести на ТИМ объекты госзаказа. А чем же отвечает профессиональное сообщество, и, прежде всего, отраслевые объединения? Судя по всему, и здесь дискуссии об уместности ТИМ в российских реалиях закончены, и эксперты взялись за работу. По предварительным оценкам, внедрение ТИМ может привести к сокращению 30% расходов на проектирование, на 20-30% - на хранение запасов материалов и конструкций за счет более четкой логистики и управления строительством, да и производительность труда может подняться на 10%. В итоге к 2024 году должна быть внедрена система управления жизненным циклом объектов капстроительства.
Поскольку проектировщики стоят у истоков формирования ТИМ-модели, «первую скрипку» в процессе цифровизации играет НОПРИЗ. В его составе – 215 изыскательских и проектных СРО, более 60 тысяч компаний. Половина из них работает с госзаказом, то есть, 30 тысяч компаний нуждаются в методическом, нормативном и финансовом обеспечении процесса цифровизации. И хотя президент НОПРИЗ Михаил Посохин не согласен с тем, что ТИМ сократит затраты на проектирование – на этом этапе затраты как раз возрастают, оптимизировать первую фазу создания ТИМ-модели необходимо.
Для того, чтобы сократить затраты компаний при переходе на ТИМ, Советом НОПРИЗ принято решение о финансировании разработки МГСУ типовой программы дополнительного профессионального образования «Технологии информационного моделирования для ГИПов» - при этом специалисты, внесенные в Нацреестр, смогут повысить свою квалификацию на льготных условиях. Кроме того, НОПРИЗ завершает разработку справочника программных продуктов, предназначенных для информационного моделирования. Включённые в него программы систематизированы по 69 направлениям деятельности специалистов в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий. Всего в справочнике на сегодняшний день собрано около 200 программных продуктов от более чем 75 разработчиков, как российских, так и зарубежных. Первая редакция будет размещена на сайте НОПРИЗ в июле.
Хорошим подспорьем для проектировщиков станет и цифровая библиотека «Типовые инженерные узлы систем отопления и вентиляции многоквартирных жилых домов» - это пилотный проект НОПРИЗ, который затем получит развитие по другим направлениям. В библиотеку включено 14 типовых узлов, каждый из которых имеет от 15 до 60 модификаций в зависимости от применённых оборудования и стройматериалов. Всего библиотека будет содержать более 600 готовых для интеграции в проект модулей. Первая редакция уже в июне будет размещена на сайте НОПРИЗ для общественного обсуждения.
Не отстает от коллег и НОСТРОЙ – президент Антон Глушков рассказал о совместной разработке Нацобъединения и МГСУ – «Школе заказчика», которая призвана не просто обучить госзаказчиков, а позволит посчитать преференции, которые получают участники рынка от введения цифровых моделей и цифровизации отрасли.
А пока ситуация на стройке с точки зрения организации процессов и квалификации кадров весьма печальная – в массе своей строительный бизнес пока не понимает, какие же выгоды он получит от перехода на ТИМ. И только если преференции от введения новых методов проектирования и строительства бизнесу станут понятны и интересны, тогда и деньги на софт и обучение кадров найдутся.
Однако сейчас ситуация на стройках далека от той, где может успешно функционировать цифровая среда: помимо просто скверной организации работ здесь постоянно происходят несчастные случаи, аварии, разрушения. За 2020 год на стройках России погибло 134 строителя, причем в 70% причина - ненадлежащая организация производства работ. То есть, мастер, прораб, начальник участка не смогли организовать безопасную работу для подчиненных – какая уж тут «цифра»! И даже если оставить за скобками низкую квалификацию строителей-мигрантов, среднее инженерное звено тоже не выдерживает никакой критики. Для молодых специалистов стройка непривлекательна, поскольку архаична, небезопасна и малооплачиваема. В такой ситуации внедрять современные цифровые технологии можно либо «для галочки», либо под угрозой банкротства компании.
НОСТРОЙ видит выход в законодательном вводе обязательной независимой оценки квалификации (НОК) специалистов строительной отрасли – и прежде всего тех, кто включен в Нацреестр специалистов как организатор строительного производства. Сейчас НРС по факту просто перепись инженеров с соответствующим образованием и стажем, эта запись ничего не говорит о реальных знаниях и опыте работы. Даже самые первые пробные тесты НОК, в которых участвовали лучшие инженеры ведущих строительных компаний, показали, что 30% не могут пройти независимую оценку квалификации. На самом деле, это очень тревожный сигнал, и непонятно, как такие специалисты будут вводить и контролировать цифровой документооборот на стройке. Сейчас законопроект об обязательной НОК в строительстве находится в стадии согласования и до 18 июня должен быть внесен в Госдуму. А в качестве первого шага НОСТРОЙ разработал систему для проведения НОК и оценивает ее «проходимость» как 300 тысяч человек в год.
И последнее: в ближайшее время должна появиться платформа, которая будет содержать цифровой профиль подрядной организации, в т.ч., выполненные работы, реестр договоров и количество специалистов с наличием у них пройденной НОК. Все исходники для такой системы есть – это электронные реестры членов СРО и НРС. Их просто нужно объединить на одной платформе. И из этих сведений уже можно автоматически, по зпдпнным критериям, формировать рейтинг строительных организаций.
Руководитель Комиссии по цифровизации ОС Михаил Викторов поддержал идею «Школы заказчика» (он выступал с ней на Совете НОСТРОЙ, и вот теперь предложение реализовалось в конкретное поручение Минстроя России) – этот инструмент позволит снизить проблемы, риски и затраты при переходе на ТИМ. А они обязательно будут. Что касается обучения, то программы есть, спасибо МГСУ, НОСТРОю и НОПРИЗу, но весьма остро встает вопрос преподавателей. Иннополис готовит преподавателей ТИМ – но кто они? Пока совершенно непонятно. Так что Комиссия по цифровизации открыла «весенний призыв» преподавателей – и, прежде всего, от разработчиков софта.
А для удешевления и облегчения перехода компаний на ТИМ Михаил Викторов видит выход в «коробочных решениях» под конкретные задачи. На формирование среды общих данных в крупных компаниях уходит 5-7 лет и сотни миллионов рублей – мало кто может такое потянуть. Поэтому Комиссия и НОТИМ намерены продвигать коробочные решения, которые позволят региональному заказчику за 10-20 тысяч рублей в месяц иметь через облачные решения то, что имеют крупные застройщики. Единственное условие – это должно быть российское программное обеспечение. Зарубежные гиганты в такой поддержке не нуждаются. И, кстати сказать, уже появились которые готовы поднять БИМ-модель из 2D по 230 рублей за кв.м., это ничто на фоне цены квадратного метра.
Ректор МГСУ Павел Акимов также внес свою лепту в общую копилку перехода на ТИМ: МГСУ разработал программу дополнительного профессионального образования для подготовки специалистов в ТИМ. Программа рассчитана на различные уровни подготовки: от базового до профессионального. Готова программа ДПО по профилю «проектировщик», готовятся программы по профилям «заказчик» и «генеральный подрядчик строительства», а также для застройщиков и государственных служащих.
Кроме того, МГСУ закончил работу над программой «Школа организаторов строительства» - это переподготовка инженеров, в которой 25% программы посвящено информационному моделированию. Программа рассчитана на 11 месяцев, первый прием будет с 1 сентября этого года. Что касается обучения студентов, то внутри МГСУ сейчас формируется отдельный институт цифровых технологий и моделирования в строительстве – с соответствующими программами и преподавателями. Так что кадры готовить есть где.
При этом Александр Козлов попросил МГСУ ориентировать учебные программы на открытые стандарты, чтобы наши компании могли конкурировать на зарубежных рынках. Но при этом вместе с западным ПО показывать отечественный софт, потому что для госзаказчиков это критически важно. Сейчас делать ставку на американское или германское ПО нельзя – политическая ситуация, понимаешь!
… Пессимисты считают деньги…
Оптимистичный тон обсуждения перспектив перехода на ТИМ несколько сбило выступление руководителя ООО «Горстройпроект-2» и СРО «ПроектСтройСтандарт» Сергея Журавлева. Специалисты СРО решили «в лоб» посчитать, во что обойдется проектировщикам переход на ТИМ – в денежном выражении. Цифры получились невеселые. И хотя коллеги скептически отнеслись к этим расчетам и посоветовали еще раз перепроверить результаты, над ними все-таки стоит задуматься.
Сергей Журавлев напомнил, что 75% членов любой проектной СРО - это микроорганизации со штатом менее 10 человек, специализирующиеся на конкретном направлении проектирования. Так что особых средств на приобретение нового софта и обучение кадров у них нет. Большинство СРО. за исключением нескольких гигантов, имеют в своем составе 100-150 компаний и могут выделить из компфонда ОДО займов сворим членам от 30 до 50 млн рублей на приобретение компьютеров и ПО. Соответственно, нужно понять, скольким компаниям таким образом можно помочь.
Анализ показал, что расходов на новую технику у компаний практически не будет – компьютеры есть у всех, нужна только небольшая адаптация. Программное обеспечение на рынке также есть – более 70 разработок, с ценами на любой кошелек. А вот с квалифицированным персоналом труднее: только в рамках НОПРИЗ нужно подготовить и адаптировать более 200 тысяч специалистов до 1 января 2022 года. Конечно, часть специалистов может обучиться и сама, все программы в интернете для этого есть, однако довольно многих придется отправлять на курсы с отрывом от производства – а это выпадающие доходы. Кроме того, не нужно забывать оплату за работу в среде общих данных.
По данным исследования, с госзаказом работает около 21,5 тысяч проектных организаций, каждой из которых обучение кадров, адаптация техники и работа в среде общих данных обойдется в 352 тысячи рублей за 1 рабочее место и еще 110 тысяч рублей уйдет на покупку софта. Затраты всех членов СРО на внедрение ТИМ составят 124 млрд рублей. Таких денег у большинства проектных организаций нет и взять их негде – компфонды СРО составляют гораздо меньшую сумму.
Каковы последствия такой финансовой дыры? С 1 января 2022 года проектных организаций, которые работают в ТИМ, может не хватить для работы с госзаказом. Следом могут остановиться и стройки из-за отсутствия проектной документации. А времени на переход осталось всего полгода. Так что предлагается установить переходный период, как это было в Великобритании (5 лет), а на его время определить единый коэффициент стоимости перехода на ТИМ – 1,4.
Нужно сказать, что участники заседания не разделили пессимизм коллеги, а замминистра Александр Козлов напомнил, что о переходе на ТИМ говорится с 2016 года – какой еще переходный период? Несомненно, расчеты интересные, но их нужно перепроверить, посчитать реальное наличие компьютеров и ПО, посмотреть нормативную базу по ТИМ-модели. А главное – понять, что в этом процессе главное – не создание красивой 3D-модели, а переход на новый уровень управления процессами проектирования и строительства объектов.
… А реалисты работают!
На самом деле, ТИМ давным-давно пришел на стройку, но только там, где этого хотя сами заказчики-застройщики и подрядчики. Так, в цифровой вид еще 6 лет назад были переведены все процессы проектирования, строительства и продажи индивидуальных жилых домов в проекте «Экодолье» в Оренбургской области. Об это рассказал вице-президент НАМИКС Валерий Казейкин. Благодаря формированию каталога малоэтажных домов, оптимизации процессов и персонала себестоимость строительства жилья составляет 27 тысяч рублей за 1 кв.м. – причем это жилье с энергоэффективностью класса «А».
Российские разработчики софта готовы предоставить и проектировщикам, и строителям продукт в любой конфигурации – есть программы для организации закупочной деятельности, логистике, продажам остатков, по финансовому процессингу и электронному документообороту. Главное, что появилось понимание: никто ничего назад откручивать не будет, переход стройки на «цифру» неизбежен. Так что пора заканчивать с дискуссиями и приниматься за поиск конкретных решений.
Лариса Поршнева
Источник: http://ancb.ru/publication/read/...
Комментарии