Область применения
Документ утвержден
Минрегион России, 2010-12-28
Комментарий
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521 являются обязательными разделы 1 (пункт 1.1), 4, 5 (за исключением пунктов 5.4, 5.7), 6 (за исключением пункта 6.3), 8 (пункты 8.2 - 8.6, 8.8, 8.9, 8.12 - 8.20, 8.24 - 8.26), 9, 10 (пункты 10.1 - 10.5), 11 (пункты 11.1 - 11.24, 11.25 (таблица 10, за исключением примечания 4), 11.26, 11.27), 12 (за исключением пункта 12.33), 13, 14.
Разработчик
ЦНИИП градостроительства
Другие разработчики
Обсуждения
Другие обсуждения
Опубликовано изменение № 1 СП 42.13330.2011, которые будет введено с 16 февраля 2018 г.
Пункт 11.3 дополнен абзацем:
«В крупных и крупнейших городах указанное число мест хранения автомобилей допускается уточнять (уменьшать или увеличивать) в региональных нормативах градостроительного проектирования».
В разделе "Ответы экспертов" опубликован ответ на вопрос чем руководствоваться при проектировании городских дорог в стесненных условиях.
На нашем сайте опубликован проект приказа Минздрава "О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения".
В проекте приказа представлена новая классификация медицинских учреждений. Соответственно, правильно было бы изменить и требования СП 42.13330.2011 по размещению на 1000 жителей. Смотрите приложение к приказу.
Специалисты ООО "Девелопмент-проект" подготовили сводку замечаний и предложений по этому Своду Правил.
Скачать сводку по СП 42.13330.2011
Присылайте свои замечания и предложения!
Краткая аннотация от разработчика
Актуализация и гармонизация с Еврокодами
СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
Головной исполнитель – ЦНИИП градостроительства РААСН
Целью актуализации СНиП 2.07.01-89* является приведение устаревших положений СНиП в соответствие с современными условиями, рыночным характером отношений субъектов градостроительной деятельности, с действующим законодательством РФ, включая «Градостроительный кодекс РФ» (ГК РФ), а также ФЗ «О техническом регулировании». Градостроительные нормативы направлены на улучшение качества городской среды, экономию материальных и энергетических ресурсов, обеспечение социальных гарантий для населения, включая доступность среды для маломобильных групп населения и инвалидов.
Изменения, внесенные СНиП
Введены новые разделы: 1. «Область применения»; 2. «Определения»; 3. «Нормативные ссылки».
Раздел 4. «Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений»
Раздел откорректирован с учетом нового подхода к градостроительному зонированию, приведенному в ГК РФ. Исключены понятия и требования к формированию пригородных зон и зеленых зон городов в связи с отсутствием этих понятий в ГК РФ. В противном случае нормативный документ противоречил бы действующему федеральному закону.
Раздел 5. «Жилые зоны»
Раздел коренным образом переработан, начиная с названия. Термин «селитебная территория» исключен в ГК РФ. Введено новое понятие «жилая зона». Учитывая значительное социальное расслоение населения, при определении объемов и типов жилой застройки предлагается учитывать сложившуюся и прогнозируемую социально-демографическую ситуацию в регионе и отдельном городе. С учетом реально складывающихся экономических возможностей населения предлагаются разные по комфортности типы жилищ на первую очередь строительства и расчетный период.
Рекомендуемые расчетные нормативы: для социального жилища – 20 м2/чел., для средних слоев населения – 30 м2/чел., для богатых слоев населения – 40 м2/чел., для очень богатых – 60 м2/чел. и выше. Приведенные средние показатели могут отличаться по субъектам РФ, а также муниципальным образованиям, и в расчетах следует применять уточненные показатели с учетом реального расслоения общества. Эти вопросы могут быть предметом разработки региональных градостроительных нормативов, а усредненные показатели на федеральном уровне могут рассматриваться как определенные ориентиры.
Выбор типов жилой застройки также должен производиться с учетом социальных запросов и платежеспособности разных социальных слоев населения, демографии и состава семей, и определяться в региональных градостроительных нормативах.
Выбор типов жилой застройки определяется наличием и качеством территориальных ресурсов для развития поселений, местными строительными материалами, покупательной способностью и социальными запросами различных групп населения. Дешевое социальное жилище должно быть многоэтажным и плотным, а жилище, предназначенное для других социальных групп населения, должно быть преимущественно малоэтажным, особенно в малых городских поселениях.
Приведена рекомендуемая структура жилищного фонда, дифференцированного по уровню комфорта.
Внесены уточнения по конкретным показателям и исключен тип «элитного» жилья.
Таблица 2. Структура жилищного фонда, дифференцированного по уровню комфорта
Тип жилого дома и квартиры по уровню комфорта | Норма площади жилого дома и квартиры в расчете на одного человека, кв. м | Формула заселения жилого дома и квартиры | Доля в общем объеме жилищного строительства, % |
Престижный (Бизнес - класс) |
40 |
k= n +1 k= n + 2 |
10/15 |
Массовый (Эконом – класс) |
30 |
k = n k = n + 1 |
25/50 |
Социальный (муниципальное жилище) |
20 |
k = n – 1 k = n |
60/30 |
Специализированный | - |
k = n – 2 k = n – 1 |
7/5 |
Примечания: 1. Общее количество жилых комнат в квартире или доме (k) и количество проживающих человек (n). 2. Специализированные типы жилища – дома гостиничного типа, специализированные жилые комплексы. 3. В числителе – на первую очередь, в знаменателе – на расчетный срок. 4. Указанные нормативные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения. |
Раздел 6. «Общественно-деловые зоны» (новый)
В разделе приведены требования к формированию общественно-деловых зон в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Раздел 7. «Параметры застройки жилых, общественно-деловых зон» (новый)
В данном разделе привычные удельные нормы территории на 1 чел. (площадь озелененной территории микрорайона, размеры площадок различного функционального назначения) заменены на процент площади этих территорий от общей площади микрорайона (квартала). Это обусловлено тем, что в условиях дифференциации нормы жилищной обеспеченности на 1 чел., учета расслоения населения по уровням доходов, а соответственно и типов жилой застройки, реальное количество проживающего населения будет постоянно меняться. Поэтому процент незастроенных территорий как минимальный показатель будет гарантировать сохранение необходимого количества озелененных территорий в жилой зоне в процессе, так называемого доуплотнения («штучного» размещения жилых зданий в сложившейся застройке.)
Данный подход связан и с новой концепцией нормирования плотности застройки, приведенной в Приложении 4. Впервые введены нормативы плотности «не более». Приведенные показатели плотности согласованы с Госсанэпиднадзором РФ. При этом сохраняется предельная нормативная плотность населения микрорайона 450 чел./га (СНиП 2.07.01-89*) при расчетной жилищной обеспеченности 20 м2/чел.
Раздел 8. «Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур»
Данный раздел по названию и содержанию приведен в соответствие с Градостроительным кодексом РФ, а также учтены действующие санитарные нормы и правила.
Раздел 9. «Зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий»
Состав зон рекреационного назначения приведен в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. На наш взгляд, исключение из Градостроительного кодекса понятий «пригородная зона» и особенно «зеленая зона города» является ошибочным и может привести в будущем к серьезным последствиям.
Раздел 10. «Учреждения и предприятия обслуживания»
Введены новые расчетные показатели по размещению общеобразовательных школ, в том числе размещаемых в сельской местности. В Приложение 7 включен более расширенный состав учреждений медико-социального
обслуживания, ориентированных на лиц старшей возрастной группы (ЛСВГ) и инвалидов, впервые сделана попытка ввести нормы размещения культовых учреждений (храмов). Более детальные нормативы должны быть разработаны на региональном и местном уровнях в соответствии с ГК РФ.
Раздел 11. «Транспорт и улично-дорожная сеть»
Уровень автомобилизации повышен до 350 автомобилей на 1000 чел. По отдельным регионам эти нормативы должны уточняться в региональных нормативных документах.
Для крупнейших городов (свыше 1 млн. чел.) важной задачей является внедрение внеуличных видов скоростного транспорта облегченного типа (типа «легкого метро»).
Изменен принцип расчета мест хранения автотранспорта. Введены новые расчетные показатели по размещению мест хранения автотранспорта – в зонах жилой застройки рекомендовано рассчитывать число машино-мест в зависимости от категории жилого фонда, определяя необходимое число по числу квартир. Введен обязательный минимум мест для подземного хранения автотранспорта для крупных и крупнейших городов.Определены максимальные расстояния пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей.Определено, что места для хранения автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов.
Раздел 12. «Инженерное оборудование»
Введен новый подраздел «Дождевая канализация». Эта проблема является актуальной для многих городов, особенно подверженных периодическому затоплению и подтоплению (города Приморского края и др.).
В целом действующие нормы соответствуют решению современных задач.
Главной направленностью в совершенствовании инженерной инфраструктуры является обеспечение комплексного развития всей отрасли и внедрение новых технологий. Увеличены нормы накопления бытовых отходов.
Раздел 14. «Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры»
Корректировка раздела в основном касается приведения терминологии в соответствие с законодательными и нормативными документами, в том числе с Градостроительным кодексом РФ, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Ряд поправок внесен по предложению Госсанэпиднадзора РФ, Министерства природных ресурсов РФ.
Раздел 15. «Противопожарные требования» (новый)
В данном разделе приведена ссылка на Технический регламент по противопожарной безопасности и исключено Приложение 1 СНиП 2.07.01-89*.
По теме этого документа
Новости
- Росстандарт проинформировал о проектах новых изменений в сводах правил
- За прошедшую неделю ФАУ «ФЦС» подготовил для публичного обсуждения еще 6 проектов редакций актуализируемых и новых сводов правил в области строительства
- Развитие самокатного и велосипедного движения в городах требует изменения трех сводов правил
Предлагается заменить СП 42.13330.2011 методическими рекомендациями
Методические рекомендации заменят действующий в настоящее время Свод правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СП 42.13330.2011», который никак не вписывается в существующее правовое поле Российской Федерации. Свод правил – правопреемник строительных норм и правил (СНиПов), которые призваны реализовать закон о техническом регламенте, то есть СНиП может устанавливать нормы только в целях обеспечения надежности и безопасности.
Само название документа сегодня противоречит Градостроительному кодексу РФ, так как такой вид, как «документация по планировке и застройке» в кодексе просто отсутствует, а его содержание противоречит современному пониманию территориального планирования и градостроительного зонирования еще больше. Действующий свод правил постоянно «путается» в понятиях, он не видит разницы между функциональным и территориальным зонированием, чем вводит в профессиональный ступор тех, кто пытается использовать документ в своей работе. А если учесть, что лицензирования профессиональной деятельности в сферах территориального планирования и градостроительного зонирования нет, образования соответствующего также получить практически невозможно, невнятный документ порождает невнятную деятельность.
Подробнее читайте в статье Как исполнить поручения Президента РФ по итогам Госсовета?
Единственная беда этого свода правил состоит в том, что профессионализма его исполнителей не хватило хотя бы на то, чтобы без ошибок переписать СНиП 2.07.01. Причем не только смысловых, но и грамматических. Сейчас впечатление такое, что люди не понимали даже смысла того, о чем они пишут. Сам по себе документ в наших условиях является необходимым по сути. Без него полнейший бардак начнется еще на стадии проектирования. А на стадии согласований, где фантазии согласующих инстанций не будет сдерживать четкий свод правил, проект и вовсе превратится в полную бессмыслицу.