Обсуждения
Другие обсуждения
Единственная беда этого свода правил состоит в том, что профессионализма его исполнителей не хватило хотя бы на то, чтобы без ошибок переписать СНиП 2.07.01. Причем не только смысловых, но и грамматических. Сейчас впечатление такое, что люди не понимали даже смысла того, о чем они пишут. Сам по себе документ в наших условиях является необходимым по сути. Без него полнейший бардак начнется еще на стадии проектирования. А на стадии согласований, где фантазии согласующих инстанций не будет сдерживать четкий свод правил, проект и вовсе превратится в полную бессмыслицу.
Опубликовано изменение № 1 СП 42.13330.2011, которые будет введено с 16 февраля 2018 г.
Пункт 11.3 дополнен абзацем:
«В крупных и крупнейших городах указанное число мест хранения автомобилей допускается уточнять (уменьшать или увеличивать) в региональных нормативах градостроительного проектирования».
В разделе "Ответы экспертов" опубликован ответ на вопрос чем руководствоваться при проектировании городских дорог в стесненных условиях.
Обсуждение: СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
Краткая аннотация от разработчика
Актуализация и гармонизация с Еврокодами
СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
Головной исполнитель – ЦНИИП градостроительства РААСН
Целью актуализации СНиП 2.07.01-89* является приведение устаревших положений СНиП в соответствие с современными условиями, рыночным характером отношений субъектов градостроительной деятельности, с действующим законодательством РФ, включая «Градостроительный кодекс РФ» (ГК РФ), а также ФЗ «О техническом регулировании». Градостроительные нормативы направлены на улучшение качества городской среды, экономию материальных и энергетических ресурсов, обеспечение социальных гарантий для населения, включая доступность среды для маломобильных групп населения и инвалидов.
Изменения, внесенные СНиП
Введены новые разделы: 1. «Область применения»; 2. «Определения»; 3. «Нормативные ссылки».
Раздел 4. «Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений»
Раздел откорректирован с учетом нового подхода к градостроительному зонированию, приведенному в ГК РФ. Исключены понятия и требования к формированию пригородных зон и зеленых зон городов в связи с отсутствием этих понятий в ГК РФ. В противном случае нормативный документ противоречил бы действующему федеральному закону.
Раздел 5. «Жилые зоны»
Раздел коренным образом переработан, начиная с названия. Термин «селитебная территория» исключен в ГК РФ. Введено новое понятие «жилая зона». Учитывая значительное социальное расслоение населения, при определении объемов и типов жилой застройки предлагается учитывать сложившуюся и прогнозируемую социально-демографическую ситуацию в регионе и отдельном городе. С учетом реально складывающихся экономических возможностей населения предлагаются разные по комфортности типы жилищ на первую очередь строительства и расчетный период.
Рекомендуемые расчетные нормативы: для социального жилища – 20 м2/чел., для средних слоев населения – 30 м2/чел., для богатых слоев населения – 40 м2/чел., для очень богатых – 60 м2/чел. и выше. Приведенные средние показатели могут отличаться по субъектам РФ, а также муниципальным образованиям, и в расчетах следует применять уточненные показатели с учетом реального расслоения общества. Эти вопросы могут быть предметом разработки региональных градостроительных нормативов, а усредненные показатели на федеральном уровне могут рассматриваться как определенные ориентиры.
Выбор типов жилой застройки также должен производиться с учетом социальных запросов и платежеспособности разных социальных слоев населения, демографии и состава семей, и определяться в региональных градостроительных нормативах.
Выбор типов жилой застройки определяется наличием и качеством территориальных ресурсов для развития поселений, местными строительными материалами, покупательной способностью и социальными запросами различных групп населения. Дешевое социальное жилище должно быть многоэтажным и плотным, а жилище, предназначенное для других социальных групп населения, должно быть преимущественно малоэтажным, особенно в малых городских поселениях.
Приведена рекомендуемая структура жилищного фонда, дифференцированного по уровню комфорта.
Внесены уточнения по конкретным показателям и исключен тип «элитного» жилья.
Таблица 2. Структура жилищного фонда, дифференцированного по уровню комфорта
Престижный
(Бизнес - класс)
k= n +1
k= n + 2
Массовый
(Эконом – класс)
k = n
k = n + 1
Социальный
(муниципальное жилище)
k = n – 1
k = n
k = n – 2
k = n – 1
Примечания:
1. Общее количество жилых комнат в квартире или доме (k) и количество проживающих человек (n).
2. Специализированные типы жилища – дома гостиничного типа, специализированные жилые комплексы.
3. В числителе – на первую очередь, в знаменателе – на расчетный срок.
4. Указанные нормативные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения.
Раздел 6. «Общественно-деловые зоны» (новый)
В разделе приведены требования к формированию общественно-деловых зон в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Раздел 7. «Параметры застройки жилых, общественно-деловых зон» (новый)
В данном разделе привычные удельные нормы территории на 1 чел. (площадь озелененной территории микрорайона, размеры площадок различного функционального назначения) заменены на процент площади этих территорий от общей площади микрорайона (квартала). Это обусловлено тем, что в условиях дифференциации нормы жилищной обеспеченности на 1 чел., учета расслоения населения по уровням доходов, а соответственно и типов жилой застройки, реальное количество проживающего населения будет постоянно меняться. Поэтому процент незастроенных территорий как минимальный показатель будет гарантировать сохранение необходимого количества озелененных территорий в жилой зоне в процессе, так называемого доуплотнения («штучного» размещения жилых зданий в сложившейся застройке.)
Данный подход связан и с новой концепцией нормирования плотности застройки, приведенной в Приложении 4. Впервые введены нормативы плотности «не более». Приведенные показатели плотности согласованы с Госсанэпиднадзором РФ. При этом сохраняется предельная нормативная плотность населения микрорайона 450 чел./га (СНиП 2.07.01-89*) при расчетной жилищной обеспеченности 20 м2/чел.
Раздел 8. «Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур»
Данный раздел по названию и содержанию приведен в соответствие с Градостроительным кодексом РФ, а также учтены действующие санитарные нормы и правила.
Раздел 9. «Зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий»
Состав зон рекреационного назначения приведен в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. На наш взгляд, исключение из Градостроительного кодекса понятий «пригородная зона» и особенно «зеленая зона города» является ошибочным и может привести в будущем к серьезным последствиям.
Раздел 10. «Учреждения и предприятия обслуживания»
Введены новые расчетные показатели по размещению общеобразовательных школ, в том числе размещаемых в сельской местности. В Приложение 7 включен более расширенный состав учреждений медико-социального
обслуживания, ориентированных на лиц старшей возрастной группы (ЛСВГ) и инвалидов, впервые сделана попытка ввести нормы размещения культовых учреждений (храмов). Более детальные нормативы должны быть разработаны на региональном и местном уровнях в соответствии с ГК РФ.
Раздел 11. «Транспорт и улично-дорожная сеть»
Уровень автомобилизации повышен до 350 автомобилей на 1000 чел. По отдельным регионам эти нормативы должны уточняться в региональных нормативных документах.
Для крупнейших городов (свыше 1 млн. чел.) важной задачей является внедрение внеуличных видов скоростного транспорта облегченного типа (типа «легкого метро»).
Изменен принцип расчета мест хранения автотранспорта. Введены новые расчетные показатели по размещению мест хранения автотранспорта – в зонах жилой застройки рекомендовано рассчитывать число машино-мест в зависимости от категории жилого фонда, определяя необходимое число по числу квартир. Введен обязательный минимум мест для подземного хранения автотранспорта для крупных и крупнейших городов.Определены максимальные расстояния пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей.Определено, что места для хранения автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов.
Раздел 12. «Инженерное оборудование»
Введен новый подраздел «Дождевая канализация». Эта проблема является актуальной для многих городов, особенно подверженных периодическому затоплению и подтоплению (города Приморского края и др.).
В целом действующие нормы соответствуют решению современных задач.
Главной направленностью в совершенствовании инженерной инфраструктуры является обеспечение комплексного развития всей отрасли и внедрение новых технологий. Увеличены нормы накопления бытовых отходов.
Раздел 14. «Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры»
Корректировка раздела в основном касается приведения терминологии в соответствие с законодательными и нормативными документами, в том числе с Градостроительным кодексом РФ, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Ряд поправок внесен по предложению Госсанэпиднадзора РФ, Министерства природных ресурсов РФ.
Раздел 15. «Противопожарные требования» (новый)
В данном разделе приведена ссылка на Технический регламент по противопожарной безопасности и исключено Приложение 1 СНиП 2.07.01-89*.
Скачать краткую аннотацию в формате .doc.
Скачать краткую аннотацию в формате .pdf.