9 ноября 2023
—
заканчивается
14 января 2024
Проект
Разработчик
Дорожная Ассоциация «Содружество эксплуатирующих организаций»
Технический комитет
ОКС/МКС/ISO
ОКС 93.080.20
Описание
Настоящий стандарт устанавливает правила применения противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах общего пользования, за исключением объектов дорожной инфраструктуры в пределах населенных пунктов.
Настоящий стандарт предназначен для применения в дорожном хозяйстве при реализации мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования, при среднесрочном и долгосрочном планировании проведения работ (оказания услуг) по содержанию автомобильных дорог, а также при разработке проектов содержания.
Приглашаем обсудить проект ГОСТ Р о противогололедных материалах
Публичное обсуждение проекта продлится до 14 января 2024 г.
Действующие ГОСТ 33387-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования», ГОСТ 33389-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Методы испытаний», включенные в перечни доказательной базы ТР ТС 014/2011, не содержат конкретных требований в отношении правил применения ПГМ. В межгосударственном стандарте ГОСТ 33387-2015 прямо указано, что вид и норма распределения ПГМ устанавливаются на национальном уровне самостоятельно. Введенный в действие в 2022 г. национальный стандарт ГОСТ Р 59204-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические условия» устанавливает основные требования к ПГМ при изготовлении и закупке, не раскрывая требований к правилам применения ПГМ, включая требования в отношении применении ПГМ на мостовых сооружениях. Более того, требования к правилам применения ПГМ не установлены ни в одном документе по стандартизации.
При этом существует несколько отраслевых методических документов, которые содержат методические подходы и технические рекомендации в отношении технологий применения ПГМ, техники и самих противогололедных материалов, а также содержат ряд соответствующих требований, которые не встречаются в действующих межгосударственных и национальных стандартах. К таким документам относятся ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», ОДМ 218.5.006-2008 «Методические рекомендации по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений», ОДМ 218.6.021-2019 «Методические рекомендации по применению чистых низкотемпературных противогололедных материалов для зимнего содержания автомобильных дорог». Ряд положений указанных документов в целом соответствуют современному уровню развития дорожного хозяйства, хотя отдельные рекомендации ОДМ не в полной мере удовлетворяют требованиям ГОСТ 33387-2015 и даже противоречат межгосударственному ГОСТ 33389-2015, включенному в перечни стандартов из доказательной базы ТР ТС 014/2011, а также частично используют ссылки на нормативные документы, действие которых прекращено. Системный анализ данных ОДМ свидетельствует о необходимости переработки их положений в национальный стандарт.
Необходимо отметить, что стоимость противогололедных материалов различных типов весьма высока и непрерывно возрастает, следствием чего является тот факт, что расходы на приобретение ПГМ составляют одну из самых существенных статей затрат зимнего содержания автомобильных дорог общего пользования.
Таким образом, рациональный выбор противогололедных материалов и способа их применения являются одними из наиболее важных вопросов при планировании и организации работ в рамках зимнего содержания, соответственно, установление требований к правилам применения ПГМ в рамках работ по зимнему содержанию является важной задачей.
В условиях отсутствия в доказательной базе ТР ТС 014/2011 национальных нормативно-технических документов, регламентирующих технические требования к процессу устранения зимней скользкости на автомобильных дорогах общего пользования с применением противогололедных материалов, существует риски снижения уровня безопасности движения и качества выполнения работ (оказания услуг) по содержанию автомобильных дорог и сокращения межремонтных сроков вследствие повышенного негативного воздействия традиционных ПГМ на основе хлоридов на конструкции мостовых сооружений.
Разработка проекта национального стандарта ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Правила применения» обеспечит исполнение требований ТР ТС 014/2011 и повысит безопасность автомобильных дорог общего пользования.