За год средняя стоимость кубометра пиломатериалов естественной влажности сократилась с 22 тыс. до 17 тыс. рублей. Об этом сообщил директор Рослесинфорга, входящего в структуры «Рослесхоза», Павел Чащин в среду, 22 июня.
«Напомним, что прошлым летом взрывной рост цен практически на все виды продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) был скорее спекулятивным пузырем, нежели рыночным трендом — внутренний рынок у нас всегда был вторичен по отношении к экспортному. Сейчас цены откатились назад», — сказал он.
Однако не стоит забывать, что до 2021 года на протяжении 10 лет бизнес жил в условиях крайне депрессивного рынка лесоматериалов с минимальной маржинальностью — куб стоил 4–6 тыс. рублей, подчеркнул Чащин.
Но в более отдаленной перспективе, в связи с удорожанием логистики, себестоимости производства цены вырастут снова, это вопрос времени, полагает он.
Также Чащин отметил, что в этом году последствия санкций против России для ЛПК будут незначительными. Однако в последующие два года к работе в новых условиях российскому лесопромышленному комплексу придется приспосабливаться. При этом на фоне масштабных санкций порядка половины представителей среднего и крупного российского лесного бизнеса планирует наращивание или модернизацию производственных мощностей. Треть собирается создавать новые производства и увеличивать сырьевую базу.
Проблема со сбытом наблюдается скорее в СЗФО (Санкт-Петербург, Архангельск, Вологда), а вот в Сибири и на Дальнем Востоке секционного давления со стороны не наблюдается. Большая часть лесных грузов продолжает уезжать в Китай. На днях для грузовых перевозок открылся новый мост через Амур в КНР после жестких мер по борьбе с коронавирусом в Китае. Многие иностранные лесопромышленные компании приостановили производство, однако находятся в активном поиске возможности остаться на российском рынке, но уже под российским брендом, рассказал Чащин.
По его словам, для европейской части России с 10 июля возможным вариантом транзита древесины станет Грузия. Железная дорога пока слишком неповоротливый способ доставки. Кроме того, везти древесину через всю страну в Азию слишком накладно. Однако, возможно, этот вариант все-таки станет приоритетным для лесозаготовителей из центра, но для этого нужно шесть-девять месяцев.
При этом лесопользователи не снижают объемов заготовки, а, наоборот, испытывают дефицит расчетной лесосеки и планируют уже в этом году делать лесоустройство за свой счет. Несмотря на санкции, заготовка остается на том же уровне — по оперативным данным, за пять месяцев в России заготовлено свыше 70 млн кубометров, — а экспорт вообще вырос на 10 %.
Сегодня большинство лесозаготовителей и перерабатывающих древесину предприятий работают преимущественно на импортной технике. С запчастями на данный момент проблем не наблюдается — на складах они пока есть, хорошо себя чувствует рынок бывших в употреблении деталей, а запаса прочности хватит еще на три-четыре месяца. Однако многим уже приходится использовать неудобные схемы поставок деталей через Казахстан и Монголию.
Очевидно, что в относительно недалекой перспективе лесопромышленники начнут массово переходить на китайскую и белорусскую технику: прежде всего заменят грузовики и тягачи. Многих обнадеживает реабилитация параллельного импорта, однако в данном случае нужно учитывать неминуемый спад производства в зарубежных странах, так как санкции в отношении России имеют и обратный эффект в виде роста цен на энергоносители и сырье. Также можно ожидать возвращения к ручному труду, то есть бензопилами — эта тенденция положительно скажется на занятости населения в лесных регионах.
В начале июня в «Рослесинфорге» заявили, что в январе–мае 2022 года на фоне санкций объем экспорта пиломатериалов из России вырос на 10 %, до 11,2 млн куб. м. Российские компании отправляют за границу в основном доски, брус, сырье для производства досок, балансовую древесину и фанерный кряж (из него делают шпон), уточнял РБК. Почти 70 % от поставок приходится на азиатские страны, куда объемы поставок выросли почти на 13 %, до 7,8 млн куб. м.
Еще 30 % российских пиломатериалов поставляются в «недружественные» государства, которые ввели санкции против России. Экспорт туда увеличился лишь на 3,7 %, до 3,27 млн куб. м.
Ключевым покупателем отечественных пиломатериалов на протяжении последних 15 лет остается Китай, на него приходится половина всего экспорта за пять месяцев текущего года — 5,24 млн куб. м. На втором месте среди покупателей — Узбекистан, далее идут Сингапур, Эстония и Финляндия.
Дорогостоящие инициативы по финансированию проектов в сфере строительства, ЖКХ, автодорог нужно соотносить с реальными возможностями бюджета, которому предстоит непростая трехлетка, заявил глава Минфина Антон Силуанов на заседании президиума Госсовета.
Основные доклады на президиуме делали профильный вице-премьер Марат Хуснуллин, президент Татарстана Рустам Минниханов и глава Минстроя Ирек Файзуллин.
«Много здесь прозвучало предложений, они все затратные, поэтому хотел бы несколько слов про финансы сказать в сопоставлении этих предложений с реальными финансовыми возможностями. У нас деньги на стройку, на дорогу, на ЖКХ в бюджете немалые тратятся, только на федеральную адресно-инвестиционную программу — около 1 трлн рублей и на дороги — больше триллиона, где-то 1,1 трлн рублей. Ежегодно мы еще добавляем деньги на удорожание стройки. То есть большой объем ресурсов тратится именно на строительный комплекс. И стройка, можно сказать, действительно у нас в приоритете. На самом деле это важное направление, но не единственное», — сказал Силуанов.
«У нас на трехлетку (2023-2025 гг) новые задачи тоже определены, требующие финансирования», — отметил министр.
Предварительные проектировки, которые представил на этой неделе Минфин, предусматривают дефицитный федеральный бюджет на протяжении всей трехлетки (в диапазоне 0,8-1,1 % ВВП).
«Важно, что сейчас у нас очень сложный бюджет, очень сложный бюджет! И надо уложиться в те параметры планируемого бюджета, которые мы рассматриваем сейчас в правительстве», — призвал Силуанов.
В частности, по мнению Минфина, программа модернизации коммунальной инфраструктуры не должна ложиться только на бюджет.
«Если модернизация приводит к снижению потерь, а это, собственно, цель такой модернизации, то, значит, есть резервы в тарифе, которые могут быть направлены на соответствующую инвестиционную составляющую. То есть тариф должен быть экономически обоснованным, экономия должна увеличивать инвестиционную составляющую, и вообще это хороший бизнес-проект, особенно в городах. Бюджетная компонента, да, я согласен, может присутствовать. Но по идее это хороший бизнес-проект, поскольку постоянно идет денежный поток, его, естественно, надо правильно просто включить в проект», — сказал министр.
Обсуждая расширение программы инфраструктурных кредитов, нужно учитывать рост долговой нагрузки на регионы.
«Коллеги говорят: давай еще инвестируем до 2030 года. Ну, во-первых, мы закредитовываем субъекты, у нас общий долг регионов сегодня составляет 2,4 трлн, мы еще даем триллион рублей. К чему это приведет? Приведет к тому, что регионы, только мы их расчистили по долгам, опять закредитуем, только теперь уже не коммерческими кредитами, а бюджетными кредитами. А с другой стороны, по сути дела, это бюджетное финансирование, потому что кредиты предусматривают возврат через 15 лет. Сейчас губернаторы кредиты набирают, а что будет через 15 лет, никто не думает», — отметил Силуанов.
К расширению программы, по его словам, нужно подходить аккуратно: «нам надо триллионную программу сначала завершить, а потом посмотрим, какой эффект от этой программы, и будем принимать решение».
Силуанов оспорил тезис о низкомаржинальных проектах в строительной отрасли, которым нужно помогать за счет бюджета — прибыль застройщиков за 2019-2021 гг увеличилась в шесть раз. Выросли цены на жилье, в том числе и из-за стимулирования спроса госпрограммами, при этом удешевление в последнее время металла не находит отражения в стоимости недвижимости.
«Вот давайте дождемся тогда, когда будут цены падать, чтобы следующие программы развивать. То есть здесь не должно быть движение только в одну сторону», — считает глава Минфина.
Свою часть ответственности за финансирование должны нести регионы, уверен он.
«Привлекать нужно не только федерацию. Вот то, что мы сейчас рассматриваем, это больше даже полномочия регионов. Что регион говорит? Федерация — давай, давай. Федерация будет, конечно, продолжать помогать субъектам РФ, но и региональные ресурсы привлекать надо, ресурсы частного партнерства. Очень много возможностей для привлечения частных денег вместе с государственными», — сказал Силуанов.
«Структурировать окупаемые проекты — вот что нужно сейчас делать, не просто деньги раздавать из бюджета — структурировать проекты вместе с бизнесом. Контролировать цены на жилье, на строительные материалы, иначе у нас никаких денег не будет. Я согласен, что нужно поддерживать это направление, но оно не единственное в составе приоритетных в работе правительства, по другим направлениям у нас не меньше ресурсов требуется. Поэтому нужно очень взвешенно подойти, исходя из соблюдения бюджетной устойчивости», — заключил министр.
Источник: https://iz.ru/
Комментарии