Все статьи

Что такое датацентричный подход к строительству? Как девелоперу цифровизовать бизнес, избежав снижения эффективности на текущих проектах? На эти и многие другие вопросы отвечает Роман Митин - директор по продукту компании IYNO:

- Роман, прежде, чем мы подробно поговорим о продукте IYNO (АЙНО), хотелось бы узнать Ваше мнение о состоянии рынка программного обеспечения для стройки? Это хаос или какое-то упорядоченное существование?

- Если говорить о программном обеспечении от идеи до реализации объекта, то на рынке ПО для проектирования - хаос, потому что после ухода западных вендоров все ищут пути, как с этим справиться. Кто-то остается на западном ПО, и это, как минимум, рационально, потому что поменять софт – это не просто новый договор с новым поставщиком, а необходимость переобучить весь персонал, разработать новые процессы. Поэтому все выкручиваются по-разному: кто-то остается на западном софте, кто-то по-тихому работает без лицензии, кто-то переходит на российское ПО.

С рынком софта для управления строительством тоже не все в порядке, потому что и отсюда ушли крупные зарубежные вендоры, так что многие переходят на российские решения. Но в целом рынок сильно пошатнулся и находится в нестабильном состоянии.

- А в целом рынок ПО для строительной отрасли развивается плавно или есть отдельные точки роста, а есть и точки провала?

- Если говорить про предыдущий (2022) год, то появился очень большой провал в САПРе. И если по организации процессов в строительстве, в сметном нормировании и в закупках есть большие российские вендоры типа 1С, есть конкурентноспособные продукты в части проектирования промышленных объектов и дорожной инфраструктуры, то в проектировании социальных объектов, в жилье, в коммерческой недвижимости сейчас имеются определенные сложности, потому что рынок ПО не готов. При этом в 2D-проектировании есть достаточное количество предложений, в том числе от китайских вендоров, но с BIM всё гораздо сложнее.

- Исходя из нынешнего состояния рынка, для чего создавалась компания IYNO? Вы вышли на совершенно неосвоенный сектор рынка или поняли, что для вас есть место среди других компаний?

- Изначально не было идеи создавать какие-либо продукты на рынок. Мы все наши продукты создавали для себя, адаптировали и связывали, например, для того, чтобы обеспечить максимально корректную передачу информации с этапа проектирования на этап строительства, для формирования актов приемки работ с учетом выявленных нарушений в процессе строительства. Также нами были разработаны плагины для ПО Autodesk и дальнейшей передачи информации в базы данных и BI-системы Microsoft. То есть, это был сложный автоматизированный процесс, работавший в рамках одной компании.

Но дальше, когда мы общались на конференциях и семинарах с нашими партнерами и представляли наши наработки, технология вызвала интерес, и нас начали привлекать как консультантов на существующие проекты, пытались внедрять нашу технологию. Однако это «не взлетело» – по одной простой причине: мы прошли большой путь, научились работать в множестве небольших самодельных программ и интеграций, и нам было комфортно. Но приходить в слаженный коллектив и в короткий срок пытаться внедрить комплекс рыночных решений – это очень сложно.

Поэтому постепенно модель сменилась, и нас стали приглашать уже не как консультантов, а как подрядчиков, которые параллельно с существующими процессами осуществляли роль цифрового сопровождения: оцифровывали данные строительства, через BIM-модели фиксировали все, что происходит в реальной жизни. И от этого наши заказчики уже получали достоверную информацию для принятия решений и отчётов перед инвесторами. По сути, мы сократили цикл получения результата от цифровизации. Из подхода «внедрение – результат» мы перешли к «результат – внедрение – результат». Девелопер начинает получать пользу от цифровизации максимум через месяц после старта. Это невероятная скорость по сравнению с традиционным процессом, когда идет сначала внедрение, потом результат.

Именно в этот период мы проверили десятки гипотез, отработали механизмы и процессы, сформировали интересную методологию и поняли, что пора её масштабировать. Запросов на сервисные функции было все больше, и рынок охотно воспринимал новые подходы к управлению строительством. В этот момент мы приняли решение о создании самостоятельной IT-компании, привлекли инвестиции - и вот так стартовал проект IYNO.

- Продукт IYNO (АЙНО) - уникальный в своем роде или существуют какие-то аналоги?

- Да, это совершенно новый продукт. Мы очень хотели бы с кем-то конкурировать, потому что так проще развиваться и можно четко себя позиционировать. Но пока мы не можем найти ту «полочку», на которую нас можно поставить. Эта ниша пока не сформирована, рядом с нами нет ничего подобного. Мы частично пересекаемся с огромным количеством инструментов и продуктов, но идею, аналогичную нашей, мы пока не встречаем нигде. А идея заключается в том, чтобы не автоматизировать конкретные рабочие места, как это сейчас часто предлагается вендорами ПО, а связать все существующие в компании данные воедино.

Можно автоматизировать рабочее место планировщика или инженера, который формирует ведомость объемов работ, или строительный контроль в части фиксации нарушений, но все эти рабочие места, как правило, живут автономно. Причем на каждом рабочем месте могут быть очень хорошие продукты, позволяющие делать очень много – но изолировано. Например, в ПО для строительного контроля можно фиксировать выявленные нарушения, прикладывать фотоотчеты, уведомлять подрядчиков. Но накопленные данные не влияют на дальнейший процесс в части приемки работ при подписании КС-2. Та информация, которая была создана на предыдущем этапе, никак не автоматизирует последующий.

Наша концепция состоит в том, что, связав элементы моделей с работами и сформировав тем самым ведомость объемов работ, мы создаем информационную базу, с которой связаны данные последующих этапов строительства. Единица учёта в нашем случае — это конкретная работа, выполняемая по конкретному элементу, в терминах системы это связь «элемент-работа» (СЭР). СЭР распределяются по лотам, попадают в сметы и договоры, они являются единицами планирования и учёта факта выполнения, по ним фиксируются нарушения и исполнительная документация. То есть, вся информация по управлению строительством связывается даже не через элементы модели, а через работы по каждому элементу - СЭР. Это даёт широчайшие возможности для анализа и исключения лишних, непродуктивных этапов бизнес-процесса, речь идет уже не об автоматизации рабочих мест, а о цифровизации всего проекта строительства или целой компании. 

Такой продукт и такой подход на рынке мы не встречали. И это обязывает нас разъяснять и распространять методологию самостоятельно, раскачивать рынок, чтобы изменить устоявшиеся подходы.

- Но готова ли строительная отрасль именно к такому подходу или дело заканчивается именно автоматизацией рабочих мест?

- Если говорить про большие компании, в них действуют две противоположно направленные силы. Одна сила направлена на цифровизацию, и компания тратит на это деньги, у нее есть ресурсы, она вкладывается в развитие собственного ПО и интегрирует различные рыночные решения. Руководство заинтересовано в том, чтобы цифровизоваться и повысить операционную эффективность компании.

Сила, направленная в противоположную сторону, — это потоковое строительство. Компании нужно параллельно строить сотни тысяч квадратных метров недвижимости, и все изменения процессов, трансформации структуры подразделений, комплексная цифровизация только мешают, потому что в любом случае будет временная просадка эффективности. И через эту просадку никто не хочет проходить. Руководители проектов, руководители подразделений часто неосознанно сопротивляются цифровизации. В итоге на местах мы видим большое количество саботажа, причем неумышленного. Цифровизация упирается в поток регулярной работы.

И если у больших девелоперов уживается «два в одном», то средние и небольшие девелоперы делятся полярно. Часть совершенно консервативна, ничего не видит и не слышит, делает свое дело и, на мой взгляд, с таким подходом им не выстроить долгосрочную стратегию существования и развития. Есть и другие, которые смотрят на рынок широко открытыми глазами, они учатся у международных лидеров, пробуют различные стратегии, непрерывно исследуют свой бизнес и формируют собственный подход к «цифре». Надо отметить, что за последние 5 лет доля прогрессивных компаний существенно возросла. 

Недавно мы встречались с застройщиком, который сказал: «Мы не хотим организовывать электронный документооборот, мы хотим объединить имеющиеся у нас данные». То есть, они понимают, что во главу угла нужно ставить не автоматизацию прохождения бумажки, и не электронная цифровая подпись даст доверие к информации. Доверие к информации дадут правильно организованные данные и возможность проследить цепочку их создания. И отчет становится правильным документом не тогда, когда его кто-то подписал ЭЦП, а когда мы понимаем, на основании каких данных он собран, что данные в нем взаимосвязаны и достоверны. С такими застройщиками мы говорим на одном языке, и радует, что их все больше.

- То есть, вы предлагаете переход от работы с документами к работе с данными – то, чем у нас умеют заниматься единицы компаний. И при этом, сейчас, как правило, при обсуждении путей цифровизации речь идет не об обороте данных, а о прохождении документов…

- Совершенно верно и нам очень печально это наблюдать. Потому что, когда мы в 2023 году говорим, что нам нужно автоматизировать процесс прохождения pdf-файла с подписанием электронной подписью, и ожидаем радикального повышения эффективности бизнеса – это выглядит очень нелепо. Сейчас нужно говорить о накоплении данных, о больших данных, о понятиях первичных и вторичных данных, о внедрении искусственного интеллекта, а не о том, как быстро провести документ в системе ЭДО. 

Кроме того, даже автоматизация рабочих мест ничего не дает, если не сформирована система обмена данными и не подготовлены люди для работы с ней. У нас был один из кейсов, когда мы услышали от компании: «При автоматизации рабочего места строительного контроля ничего не изменилось: был обмен нарушениями в WhatsApp - стал обмен нарушениями в цифровой суперсистеме, но это ни на что не повлияло». Подобное происходит и с BIM-моделью: компания создает BIM-отдел, набирает профессиональных сотрудников, которые должны правильно заказывать и следить за качеством BIM-моделей. Разработанные модели попадают в несколько отделов, которые между собой не связаны, и у них нет никакой мотивации с этой моделью ежедневно работать. В результате требования к моделям не согласованы, не отражают реальные потребности бизнеса, контроль за их соблюдением ведется нерегулярно. Работа с моделями приносит пользу для одних подразделений и добавляет работы другим, но главное, что не происходит ускорения процесса, данные из моделей доходят до лиц, принимающих решения, с существенным опозданием относительно документов, полученных классическим образом.  

Тут уже сам заказчик должен понять, что если весь процесс связывается через BIM -модель и данные компании действительно становятся общими, то наступает момент самоорганизации: требования к моделям становятся рациональными, не содержат лишнего, но отражают потребности сквозного процесса, руководители проектов организуют своевременный обмен информацией и отслеживают внесение данных различными участниками. Становится понятно, для чего именно собственники компаний инвестируют средства в цифровизацию и как они возвращаются. 

Иногда мы слышим, что фактический процесс в компании выглядит так: сначала построили, потом запроектировали, а потом сделали BIM -модель. Причём преподносится это как нечто вечное, что невозможно изменить. Разве это хорошо? Это означает, что идут процессы, которыми вы не управляете, что подрядчик сначала что-то сделал, а потом вы вынуждены с этим согласиться. Экономия сроков за счёт строительства без проекта мнимая, а финансовые потери могут быть существенными.

- Роман, вы часто встречаетесь с компаниями, с застройщиками – есть ли интерес к вашему продукту? 

- Без лишней скромности хочу сказать, что интерес у всех есть сразу. Но не у всех есть решительность сделать первый шаг. Поэтому мы предлагаем следующий подход: мы запускаем легкие пилотные проекты, которые сразу дают результат - и ради этого мы создали IYNO Service. У нас есть команда профессионалов, цифровых строителей, которая подключается к проекту нашего заказчика и начинает своими руками на их базе выполнять то, что впоследствии должны будут выполнять сотрудники заказчика. Это дает возможность быстро показать результаты, проверить гипотезы, развеять скепсис и опасения. Потом пилотные проекты переходят в статус регулярных - то есть, заказчики, получив первые результаты, поняли, поверили и приняли решение идти дальше. Этапность нашей работы - один месяц, и за это время уже можно показать первые результаты, например, что застройщик перерасходовал средства, не учёл часть работ в бюджете, либо у него есть какие-то искажения в календарном плане, которые можно исправить и улучшить контроль за проектом, начать связывать данные. Тем самым мы не заставляем застройщика или подрядчика ждать несколько месяцев, учить сотрудников, чтобы они когда-то потом начали работать и получили результат – мы готовы быстро зайти с нашими продуктами и постепенно передавать их в руки сотрудников заказчика.

- Что в итоге такой работы получает заказчик?

- Во-первых, мы никогда не говорим заказчику: отказывайся от своих инструментов, теперь будешь использовать наши. Мы стараемся интегрироваться практически со всеми инструментами, которые есть в различных подразделениях. И если у заказчика есть ERP-система, то ведомость объемов работ, созданная в IYNO, будет связана с управлением складскими ресурсами, закупками и прочими процессами. Если у заказчика есть система строительного контроля, мы интегрируемся с ней, чтобы забирать информацию о нарушениях и, связав её, использовать при формировании или проверке акта выполнения работ. Если же в компании ничего нет, кроме условного Excel, - а так часто бывает – мы предоставим пользователям собственные модули по строительному контролю или управлением исполнительной документацией, и с этим может справляться только IYNO. То есть, первый результат – это настроенная инфраструктура, которая может развиваться и достраиваться новыми продуктами.

Второе – это перестроенные бизнес-процессы, когда поступление и передача информации идут последовательно и вовремя. И третье – это обученный персонал, который, переняв опыт от специалистов IYNO, может дальше работать самостоятельно.

- Что с собой приносит IYNO? Это некий программный продукт, который встает над всеми действующими продуктами и начинает их связывать?

- Скорее, IYNO формирует некий фундамент данных и заполняет пустоты, позволяет другим инструментам и процессам связываться между собой. Это многопользовательское облачное решение, которое способно нормализовать и объединить данные, может как самостоятельно автоматизировать бизнес-процессы, так и связать действующие процессы, заполнив те зазоры, где раньше информация переносилась вручную.

— Это принципиальный момент, потому что многие вендоры, предлагая свой пакет программ, требуют убрать все старое. Понятно, что компания начинает оценивать, во что ей обойдется снос старого софта, покупка нового и обучение персонала. То есть, в вашем случае ничего не нужно сносить?

- Да, совершенно верно. Мы понимаем, что в любой компании есть инструменты, в которые она вложилась. Она не только их купила, она обучила коллектив, настроила процессы, что-то доработала самостоятельно в купленном пакете программ. И сносить все это, по умолчанию доверившись какому-то новому вендору, — это крайне нецелесообразно. Поэтому мы сразу выстраиваем такую архитектуру, чтобы можно было не конкурировать с готовыми имеющимися решениями, а дополнять их. 

- Я вижу, что ваш подход, с одной стороны, передовой, а с другой стороны, более прагматичный. Потому что за эти годы компании натащили к себе всего, что смогли – с разными лицензиями от разных вендоров.  И ваш продукт, гораздо более щадящий в этом смысле, нежели замена всего, что уже работает. Вы не оценивали, насколько экономически выгоден ваш подход, нежели снос старого и покупка нового ПО?

- Речь в этом вопросе точно не идет о стоимости ПО – она примерно у всех одинаковая, если смотреть общую картину. Тут речь идет о трансформации компании, и именно это, как правило, стоит больших денег: чем масштабнее трансформация, тем глубже тот самый провал в эффективности компании и тот мучительный выход из «ямы». Чем радикальнее изменения были  затеяны, тем глубже провал. 

В случае с IYNO мы органично добавляем сервисы и постепенно передаем их действующим сотрудникам компании. Провал получается минимальным. По сути, стоимость перехода на цифру измеряется именно глубиной этого провала, а мы пытаемся эту глубину минимизировать. И самое главное – IYNO обеспечивает поток достоверных данных со всех участков строительства в реальном времени. И это тоже огромное экономическое преимущество.

Лариса Поршнева

Источник:    http://ancb.ru/publication/read/...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.