СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы
Не действует - Заменен
Область применения
Свод правил является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам зданий, сооружений и строений. Требования свода правил не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок)
Документ утвержден
МЧС России, 2009-03-25
Комментарий
Пункт 4.3.2 при переработке предполагается исключить (см. Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России № 1124эп-13-1-03 от 17.03.2014 г. 'О требованиях пожарной безопасности к материалам на путях эвакуации').
Какое расположение точки начала эвакуации считается находящимся между эвакуационными выходами? Только на прямой линии, соединяющей эти выходы, или если имеются два возможных направления движения к двум рассредоточенным эвакуационным выходам не лежащие на прямой?
hudoyan_s, нет, конкретно по Вашему вопросу такого письма мы не нашли. Но Вы можете самостоятельно от имени Вашей организации сделать запрос во ВНИИПО. И послать его по факсу или по e-mail. И Вам ответят официально. Впрочем, даже если Вы просто напишите им e-mail от своего имени, они также должны ответить официально.
В СП1 есть два варианта 1) самая удаленная точка 2) любая точка между двумя выходами.
Если нужно рассмотреть самую удаленную точку то неважно какой коридор - прямой или кривой, т-образный или кольцевой, ставьте себя на удаленную точку и попробуйте выбраться живым.
Точка начала эвакуации будет из самых дальних точек помещений. Впрочем в моделировании пожара это будет середина комнаты.
anton.mq, коридора как такогого нет. Речь едет о подземной автостоянке. Экспертиза требует применить столбец 3 (для тупиковой части) таблицы 33 СП 1. А мы видим точку начала эвакуации как расположенную "между эвакуационными выходами"- столбец 2. (см. прикрепленный файл). Хотел бы узнать мнения по данному вопросу?
Все вы правильно думаете.
При наличии 2 и более выходов эвакуация должна быть обеспечена через все выходы, кроме выхода, заблокированного очагом пожара. Именно поэтому вопрос эвакуации снимается рассредоточением выходов. Какой именно будет заблокирован - неизвестно, поэтому проверяем все сочетания выходов. Т.е. если у вас 3 выхода - то любые два должны гарантировать пропуск всех. Если 4 - то любые 3 и т.д.
Тип лестничной клетки определяется в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для каждой лестничной клетки. Совмещение различных типов эвакуационных лестничных клеток нормативными документами по пожарной безопасности не предусмотрено.
В соответствии с п. 4.4.7 СП 1.13130.2009 лестничные клетки, за исключением типа Л2 и лестничных клеток подвалов, должны иметь световые проемы площадью не менее 1,2 м2 в наружных стенах на каждом этаже. Допущение о возможности отсутствия проемов на каком-либо этаже нормативными документами по пожарной безопасности не предусмотрено. При этом, размещение окон на промежуточных площадках лестничной клетки не противоречит требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Ширина марша лестницы в жилом секционном доме принята 1,2м (лестничная клетка Л1), ширина входа в лестничную клетку из коридора типового этажа принята 0,9м.
Вопрос: Не противоречит ли данное решение требованиям пункта 4.4.3 ... Двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей.?
Удовлетвяет ли требованиям эвакуации в целом (на этаже 10 квартир)?
В соответствии с ч. 5 ст. 89 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационным выходом считается выход из подвала через общую лестничную клетку в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа. Указанная перегородка должна разделять и тамбур при его наличии.
Эвакуационными выходами считаются выходы, полностью соответствующие положениям ч. 3 ст. 89 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом, если коридор, о котором идет речь в подп. б) п. 2) ч. 3 ст. 89, соединяет два пожарных отсека, эвакуация людей может осуществляться по этому коридору через соседний отсек на лестничную клетку. Максимальные расстояния от дверей наиболее удаленных помещений до выхода на лестничную клетку должны соответствовать требованиям СП 1.13130.2009*.
При отсутствии тамбура при выходе на лестничную клетку типа Н1 (выход из воздушной зоны непосредственно в объем лестничной клетки) световой проем может быть организован путем остекления двери. При наличии тамбура и остеклении обеих дверей освещение лестничных клеток «вторым и более светом» является нарушением требования указанного пункта.
Поэтому при необходимости организации тамбура перед входом в лестничную клетку световые проемы должны предусматриваться не в дверях данного тамбура, а в наружных стенах в виде окон. Вместе с тем в новой редакции свода правил указанное требование п. 4.4.7 не будет распространяться на лестничные клетки типа Н1.
Письмо МЧС России
от 13.10.2014 г. N 4934ф-13-4-03 "О разъяснении нормативных документов"
В ответ на запрос сообщаю, что в соответствии с п. 4.4.5 СП 1.13130.2009 в объеме лестничных клеток, кроме незадымляемых, допускается размещать не более двух пассажирских лифтов, опускающихся не ниже первого этажа, с ограждающими конструкциями лифтовых шахт из негорючих материалов с ненормируемыми пределами огнестойкости.
Следовательно проектное решение, предусматривающее размещение в объеме лестничной клетки пассажирского лифта, опускающегося в подземные этажи, противоречит требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Заместитель начальника института -
начальник научно-исследовательского центра И.В. Хасанов
Вопрос по расположению точки начала эвакуации
Какое расположение точки начала эвакуации считается находящимся между эвакуационными выходами? Только на прямой линии, соединяющей эти выходы, или если имеются два возможных направления движения к двум рассредоточенным эвакуационным выходам не лежащие на прямой?
Может быть есть какое-нибудь официальное письмо-разъяснение, на которое можно ссылаться при прохождении экспертизы.
hudoyan_s, нет, конкретно по Вашему вопросу такого письма мы не нашли. Но Вы можете самостоятельно от имени Вашей организации сделать запрос во ВНИИПО. И послать его по факсу или по e-mail. И Вам ответят официально. Впрочем, даже если Вы просто напишите им e-mail от своего имени, они также должны ответить официально.
Fax: (495) 529-82-52, 524-98-99.
E-mail: vniipo@mail.ru
hudoyan_s, вот так официально ответили на Ваш вопрос из ВНИИПО.
Может быть, стоит переформулировать вопрос? Вероятно, они его не совсем поняли.
А в чем собственно вопрос?
В СП1 есть два варианта 1) самая удаленная точка 2) любая точка между двумя выходами.
Если нужно рассмотреть самую удаленную точку то неважно какой коридор - прямой или кривой, т-образный или кольцевой, ставьте себя на удаленную точку и попробуйте выбраться живым.
Точка начала эвакуации будет из самых дальних точек помещений. Впрочем в моделировании пожара это будет середина комнаты.
anton.mq, коридора как такогого нет. Речь едет о подземной автостоянке. Экспертиза требует применить столбец 3 (для тупиковой части) таблицы 33 СП 1. А мы видим точку начала эвакуации как расположенную "между эвакуационными выходами"- столбец 2. (см. прикрепленный файл). Хотел бы узнать мнения по данному вопросу?
PS: МЧС, как видите дало отписку