Все обсуждения

  Показать описание и файлы проекта

Обсуждения

Приглашаем обсудить проект ГОСТ Р по основным положениям единой дежурно-диспетчерской службы

Публичное обсуждение проекта взамен ГОСТ Р 22.7.01-2016 продлится до 15 июня 2020 г.

Целью работы является пересмотр ГОСТ Р 22.7.01-2016 и нормативное закрепление обновленных положений, касающихся функционирования единой дежурно-диспетчерской службы с учетом построения (внедрения) развития и эксплуатации на территории муниципального образования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (система-112) в субъектах Российской Федерации.

1
  1. В разделе «Термины и определения» есть понятие «зал оперативной дежурной смены ЕДДС», что противоречит термину «оперативный зал ЕДДС», который используется в по тексту.
  2. Введены понятия «ЧС» и «происшествие», однако по тексту используется понятие «чрезвычайное происшествие», которое не определено.
  3. ГОСТ содержит требования к действиям ДДС, которые заведомо не регламентируются данным ГОСТ, поэтому являются профанацией.
  4. В отличие от действующей редакции ГОСТ, новая редакция ГОСТ носит декларативный характер в стиле методических рекомендаций по действиям всех сил РСЧС муниципального уровня, не имеющих отношения к цели данного ГОСТ, и не содержит конкретных требований по процессу создания и функционирования именно ЕДДС. Текст документа подходит скорее под «Типовое положение о ЕДДС МО», на основе которого пишутся реальные «Положения …» в каждом МО.
  5. Минимальная численность персонала дежурной смены (3 человека в п.3.9) является нереальной и оторванной от жизни. В муниципальных образованиях ввиду ограниченного финансирования дежурная смена включает не более 2 человек. Чаще всего 1 человек. Численность 3 человека для небольших МО является заведомо избыточной в условиях небольшой нагрузки и абсолютно нерациональной тратой государственных и муниципальных финансовых средств. Это требование заведомо невыполнимо и требует корректировки. Таблица 1 противоречит пункту 3.9 в части численности дежурной смены.
  6. В п.3.11.5.1 указано, что в состав смены входят старший оперативный дежурный и помощник оперативного дежурного. Однако сам оперативный дежурный в состав смены не входит. Требуется разъяснение функций оперативного дежурного. Кроме того, старший оперативный дежурный (т.е. заместитель начальника ЕДДС) по штату только 1. Требуется разъяснение по режиму его круглосуточной работы.
  7. В тесте используются термины «дежурная смена» и «оперативная смена». Определения понятий нет и разница между ними непонятна. В ГОСТ есть только определение зала оперативной дежурной смены.
  8. П.3.11.3 может носить только рекомендательный характер и относится к сфере действия методических рекомендаций и разъяснений. Предлагается исключить.
  9. П. 3.11.4 относится к сфере действия методических рекомендаций и выходит за рамки действий данного ГОСТ, поскольку предполагает участие сторонних организаций и документов, состав которых может часто меняться со временем.
  10. П.3.12 представляется нецелесообразным. Глава МО должен работать в своем кабинете или в зале совещаний, а не в зале дежурной смены. Соответственно наличие 5 рабочих мест, 3 из которых будут всегда пустыми представляется нерациональным расходованием финансовых средств.
  11. П.3.12.1 не несет никакой полезной нагрузки, поскольку требование соблюдения санитарных норм является очевидным и определяется нормативными документами, а примерная схема размещения рабочих мест и оборудования не имеет смысла, поскольку схема размещения определяется техническим проектом на ЕДДС в соответствии с исходными данными по результатам предпроектного обследования.
  12. В п.3.13.6.1 предлагается добавить пункт «выполнение других функций, предусмотренных техническим проектом на систему-112».
  13. Предлагается исключить из ГОСТ понятие АПК «Безопасный город», поскольку текст ГОСТ не содержит никаких требований по организации взаимодействия ЕДДС и АПК БГ, требований по функциям ЕДДС в отношении АПК БГ. Кроме того, в отличие от системы-112 и систем связи и оповещения (требования по взаимодействию с которыми указаны в ГОСТ) понятие АПК БГ не закреплено на законодательном уровне и на текущий момент не имеет четкой организационной, технической и функциональной структуры.
  14. Приложения А.2 не имеет отношения к ГОСТ. Требования к персоналу определяются в положении о ЕДДС МО. ГОСТ не может содержать субъективных оценок «быстро», «качественно» и др. В ГОСТ могут быть прописаны только четко определяемые требования без ограничения полномочий глав МО. Требования «знать» и «уметь» неприменимы в ГОСТ в целом, а приведенные навыки являются заведомо завышенными и нереальными даже при их внедрении в других документах по созданию ЕДДС. Ни один сотрудник ЕДДС на территории РФ этим требованиям не удовлетворяет. Это абсурд.
  15. Пункты А.1.5 и А.1.6, приложение А.3 не имеют отношения к ГОСТ. Данные требования указываются в положении о ЕДДС МО и техническом проекте.

Вывод.

Представленный текст является сырым документом, по содержанию являющимся не ГОСТ, я методическими рекомендациями или типовым положением. Требуется существенная переработка в соответствии с установленными требованиями к содержанию ГОСТ. Указанные требования определяются соответствующими национальными стандартами по построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению ГОСТ.

ЭТО не ГОСТ.

2

Проект выполнен небрежно:

  • указанные в «Термины и определения», «Ключевые слова» понятия не используются в тексте;
  • по-разному названы одни и те же элементы, например, оперативная смена (дежурная смена, оперативная дежурная смена), оперативный зал (зал оперативной дежурной смены ЕДДС);
  • Проект не соответствует правилам построения, изложения и оформления, указанными в ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».
  1. Используемые в тексте термины «местная подсистема РСЧС», «силы и средства служб муниципальных образований», «подчиненные ЕДДС силы постоянной готовности» отсутствуют в существующей нормативной документации, в связи с чем требуется дать определения этих терминов.
  2. В Проекте транспортные средства, оснащенные аппаратурой спутниковой навигации, не относятся к объектам мониторинга, в связи с чем требуется ввести понятие «объект мониторинга».
  3. Перечень элементов инфраструктуры ЕДДС различен в разных пунктах и не дает четкого представления о составе.
  4. Заявлено, что настоящий стандарт определяет требования к перечню оборудования и программно-техническим средствам ЕДДС, однако требования к программному обеспечению(за исключением Office) и к его наличию в целом, отсутствуют.
  5. Указано, что все входящие в КСА ЕДДС системы должны быть технически взаимосвязаны. Данное решение требует пояснений, поскольку система – совокупность программных и технических средств.
  6. Требует пояснения, как смежные по отношению к КСА ЕДДС системы оповещения и информирования, системы мониторинга входят в состав КСА ЕДДС.
  7. Стандарт разработан с учетом создания, эксплуатации АПК «Безопасный город», который нормативно нигде не закреплен и его роль в функционировании ЕДДС не описана. Судя по определению, АПК «Безопасный город» - совокупность КСА объектовых и муниципальных автоматизированных систем, региональных и федеральных автоматизированных систем (подсистем) на местном уровне. КСА ЕДДС - совокупность систем связи, оповещения, мониторинга. Где граница между этими комплексами?
  8. В состав Проекта входят квалификационные требования к персоналу, которые, как правило, указываются в профстандартах, в Положении о ЕДДС муниципального образования.
  9. Нецелесообразно стандартизовать точный перечень нормативной документации для руководства при формировании организационной структуры ЕДДС.
  10. Размещение оборудования и рабочих мест регулируются существующей нормативной базой (сводами правил и т.д.), рекомендациями по использованию оборудования и является индивидуальным для каждого объекта и не должно являться предметом стандартизации в рамках данного документа.
  11. Стандарт закрепляет за ЕДДС в режиме повышенной готовности обязанности по персональному вызову должностных лиц ДДС, действующих на территории МО и сил постоянной готовности и по обеспечению оповещения и информирования населения в том числе с пульта ЦУКС. Требуется пояснение, каким образом будет производится персональный вызов всех должностных лиц указанных подразделений и работа с пультом ЦУКС.
  12. В разных разделах данного Проекта указаны разные численность и состав дежурной смены. В дежурную смену ЕДДС V категории включен старший оперативный дежурный, который, согласно этому же документу, является заместителем начальника ЕДДС и входит в штат в количестве 1 чел., в связи с чем непонятно, как он может входить в дежурную смену. Кроме того, именно он задействует системы оповещения, в связи с чем они могут применяться только в соответствии с графиком его работы. Оперативный дежурный не входит в смену и его наличие в штате требует пояснений.
  13. Непонятно, каким образом оперативный зал (т.е. помещение – определено данным документом) должен обеспечить возможность одновременной работы в едином информационном поле оперативной дежурной смены, Главы МО и Председателя КЧС и ОПБ (которые являются одним и тем же человеком, согласно настоящему документу). Если под информационным полем понимаются разговоры в помещении между ними, тогда необходимо определение этого термина.
  14. Стандарт закрепляет два дополнительных автоматизированных рабочих места в оперативном зале ЕДДС за Главой МО и председателем КЧС и ОПБ (или заместителем КЧС и ОПБ – в разных местах по-разному), однако отсутствует нормативная документация, обязывающая их работать на указанных рабочих местах, в связи с чем нерационально стандартизировать количество с учетом дополнительных мест.
  15. Ни терминология, связанная с подготовкой персонала, ни сам процесс подготовки не соответствуют существующей нормативной документации. Согласно ст.2 № 273-ФЗ обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Т.е. повышение квалификации – тоже обучение. Процесс подготовки не соответствует описанному в Положении о ЕДДС процессу. Отсутствуют инструктажи, тренировки и профессиональная подготовка на базе ЕДДС.Оценка действий персонала с целью выявления соответствия квалификационным требованиям, выраженная словами «быстро и качественно», «уверенно» сводится к субъективному восприятию.
  16. Проект ГОСТ содержит коммерческие названия программных продуктов, что недопустимо.
  17. Согласно Проекту КСА ЕДДС предназначен для оперативной подготовки дежурно-диспетчерскими службами и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий). Непонятно, как ДДС готовят предложения на КСА ЕДДС и доводят их до исполнителей, если, согласно данному документу, в едином информационном поле находятся оперативная дежурная смена, Глава МО и Председатель КЧС и ОПБ. Непонятно, почему предложения доводятся до исполнителей для принятия управленческих решений.
3

1. Национальный стандарт – это документ, в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

Представленный проект ГОСТ по существу и содержанию не является ГОСТ, а напоминает методические рекомендации или типовое положение о ЕДДС. При этом многие положения данного проекта ГОСТ не обоснованы и не содержат конкретных требований.

Название стандарта: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения. Именно Основные положения и должны быть описаны в ГОСТ, т.е. назначение, задачи, основные функциональные подсистемы ЕДДС, их взаимодействие.

2. В данном ГОСТ отсутствует основное: задачи по оповещению населения, возлагаемые на ЕДДС.

3. В Стандарте не установлены:

- структура ЕДДС для каждой категории ЕДДС (п.3.8);

- порядок создания (приложение к ГОСТ не является требованием к объекту стандартизации);

- перечень оборудования и программно-технических средств ЕДДС для каждой категории.

4. Термины и определения ГОСТ не соответствуют терминам и определениям, определенных в федеральных законах и ГОСТ и др. нормативных документах, д.б. ссылки на документы.

5. Оформление документа не соответствует требованиям ГОСТ по оформлению.

6. ГОСТ Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения требует полной переработки.

4

1. П.2.1.1 «,..управления силами и средствами..». В соответствии с законодательством РФ и НПА субъектов РФ управление силами и средствами ГЗ ТП РСЧС осуществляет председатель КЧС и ОПБ, руководители соответствующих служб. Для наделения ЕДДС подобными полномочиями необходимы изменения в НПА и ведомственных инструкциях и положениях.

2. П.2 .1.11. Более корректно определить так «силы и средства, привлекаемые для ликвидации ЧС», вместо «..силы и средства ликвидации ЧС».

3. П. 3.2. «..информирование…подчинённых сил постоянной готовности..». Подчиненных кому?

4. Тема АПК "Безопасный город" нетраскрыта. .

5. П. 3.4. Не совсем понятен термин «сигнальные системы». Что под этим подразумевается?

6. В п.3.5. ЕДДС должна «обеспечить» организацию немедленного реагирования сил и средств. Возвращаясь к п.2.1.1 обеспечением действий сил и средств занимаются руководители соответствующих служб.

7. В п.3.5. указано, что ЕДДС обязана «самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (пределах своей компетенции)», учитывая, что ЕДДС не обладает собственными спасательными формированиями. Ни в одном НПА не определено, каким образом это должно осуществляться. Данный пункт «размыт» и не будет понятен ЕДДС.

8. В п.3.6.1. на ЕДДС возлагается обязанность по поддержанию в постоянной готовности программно-технических средств, систем связи и оповещения. Оперативно-диспетчерский персонал не обладает в полной мере знаниями и умениями, необходимыми для выполнения данной функции. Для этого необходимо введение в штат ЕДДС дежурного технического персонала.

9. П.3.6.1. исключить. Все действия дежурной смены описаны в алгоритмах.

10. П. 3.6.1.2. определено, что ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС оперативную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС. Однако в соответствии с требованиями ЦУКС ГУ МЧС субъекта в ЕДДС должна предоставляться информация о всех нарушения городского хозяйства муниципального образования, авариях и социально-значимых происшествиях.

11. В 3.6.2. на ЕДДС возлагается «заблаговременная подготовка сил и средств РСЧС». Подготовкой сил и средств занимаются руководители соответствующих служб. ЕДДС не обладает данными полномочиями.

12. В п.3.6.4. На ЕДДС возлагается «привлечение аварийно-восстановительных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований. Это не входит в функции ЕДДС. Право на привлечение служб имеет председатель КЧС и ОПБ, а так же руководители соответствующих служб.

13. П 3.10. «ЕДДС создается при Главе..» требует уточнения. Либо ЕДДС создаётся, как самостоятельное юридическое лицо, учредителем которого является администрация муниципального образования, либо ЕДДС создается, как структурное подразделение администрации муниципального образования.

14. П.3.11.1. Штатное расписание.

В соответствии с «Положением о ЕДДС муниципального образования», утвержденного протоколом правительственной КЧС и ОПБ № 7 от 28.082015г., «..в штат ЕДДС входит начальник ЕДДС и не менее двух его заместителей: по реагированию на ЧС и по управлению и связи». Особо это актуально для ЕДДС 1,2,3 категории. В состав оперативно-дежурной смены, исходя из реальных условий, для ЕДДС городских округов с населением от 200 тыс. и значительным количеством потенциально опасных и социально значимых объектов необходимо включать:

- оперативный дежурный – 5 чел.

- помощник оперативного дежурного- 10 чел.

- технический специалист – 5 чел.

В количестве 3-х человек в смену, круглосуточно, с организацией дежурства в 5 смен.

Для населенных пунктов с низкой концентрацией потенциально опасных объектов и населением менее 200 тыс. человек целесообразно включать:

- оперативный дежурный – 5 чел.

- помощник оперативного дежурного – 5 чел.

Дежурная смена в количестве 2-х человек в смену, круглосуточно, с организацией дежурства в 5 смен.

15. П. 3.11.3. не определены общероссийским классификатором должности начальника ЕДДС и его заместителей.

16. В п.3.11.4. указано, что "подготовка специалистов ЕДДС осуществляется» …в других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности». Однако, в соответствии с законодательством РФ в области образовательной деятельности, лицензии организациям, осуществляющим обучение, выдаются единого образца. Разделение на категории обучаемых производятся программа подготовки, утверждаемыми руководителями этих учреждений".

Не существуют лицензии по «подготовке специалистов ЕДДС».

17. П. 3.11.5.1. раскрывает состав дежурной смены ЕДДС только для ЕДДС 5 категории.

Содержание данного проекта ГОСТ требует тотальной переработки.

5

Добрый день!

Спасибо за замечания к проекту, но оформите, пожалуйста, в отзыв для того, чтобы разработчики смогли официально учесть ваши замечания и предложения.

Файл для оформления отзывов находится здесь: https://www.normacs.info/project_files/default/remark_form

6

NormaCS,

Форма отзыва предназначена для официальных отзывов организаций. Там нужно указывать организацию и должностных лиц. Форма отзыва физического лица отсутствует.

Комментарии здесь пишут в основном люди, непосредственно имеющие отношение к данной проблематике и работающие в данной области. Но эти комментарии пишутся в основном в частном порядке от физического лица.Если руководство организации согласится написать официальный отзыв по установленной форме, то он будет написан. А пока это мнение неравнодушных специалистов на странный документ, названный ГОСТ.

Замечания абсолютно конкретные. Ничто не мешает исправлять их без официальных отзывов.Разработчики могут ответить и задать уточняющие вопросы каждому непосредственно на странице обсуждения. Но пока от них никаких комментариев не видно.

Насколько можно видеть, мнение у всех пока одинаковое. Это не ГОСТ.

7

kobra18, нет, вы ошибаетесь, разработчики принимают мнения и от физических лиц и это не запрещено, а даже прямо разрешено пунктом 4.2.2 ГОСТ Р 1.2-2016: "Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта стандарта, готовят в письменной форме отзывы на первую редакцию стандарта...". Просто когда подаются замечания по форме, то разработчикам проще с ними работать, чем в формате сплошного текста.

Много раз отправляли разработчикам отзывы именно от физических лиц и всегда они принимались и учитывались. То, что в шаблоне написано про подписи ответственных лиц - это рекомендация, обычно просто оставляют e-mail для связи, на случай если разработчик захочет что-то уточнить.

9

kobra18, добрый день!

Спасибо! Отзыв передан разработчикам напрямую.

11

xdefenderx112, добрый день!

Спасибо! Отзыв передан разработчикам.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.