Разработчик
Технический комитет
Взамен
ГОСТ Р 22.7.01-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения
ОКС/МКС/ISO
ОКС 13.200
Описание
Стандарт устанавливает состав решаемых задач, структуру, порядок создания и функционирования единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (ЕДДС) в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ЧС), определяет требования к оперативному залу ЕДДС, перечню оборудования и программно-технических средств ЕДДС.
Стандарт разработан с учетом построения (внедрения), развития и эксплуатации на территории муниципального образования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (система - 112) в субъектах Российской Федерации.
Приглашаем обсудить проект ГОСТ Р по основным положениям единой дежурно-диспетчерской службы
Публичное обсуждение проекта взамен ГОСТ Р 22.7.01-2016 продлится до 15 июня 2020 г.
Целью работы является пересмотр ГОСТ Р 22.7.01-2016 и нормативное закрепление обновленных положений, касающихся функционирования единой дежурно-диспетчерской службы с учетом построения (внедрения) развития и эксплуатации на территории муниципального образования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (система-112) в субъектах Российской Федерации.
Вывод.
Представленный текст является сырым документом, по содержанию являющимся не ГОСТ, я методическими рекомендациями или типовым положением. Требуется существенная переработка в соответствии с установленными требованиями к содержанию ГОСТ. Указанные требования определяются соответствующими национальными стандартами по построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению ГОСТ.
ЭТО не ГОСТ.
Проект выполнен небрежно:
1. Национальный стандарт – это документ, в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
Представленный проект ГОСТ по существу и содержанию не является ГОСТ, а напоминает методические рекомендации или типовое положение о ЕДДС. При этом многие положения данного проекта ГОСТ не обоснованы и не содержат конкретных требований.
Название стандарта: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения. Именно Основные положения и должны быть описаны в ГОСТ, т.е. назначение, задачи, основные функциональные подсистемы ЕДДС, их взаимодействие.
2. В данном ГОСТ отсутствует основное: задачи по оповещению населения, возлагаемые на ЕДДС.
3. В Стандарте не установлены:
- структура ЕДДС для каждой категории ЕДДС (п.3.8);
- порядок создания (приложение к ГОСТ не является требованием к объекту стандартизации);
- перечень оборудования и программно-технических средств ЕДДС для каждой категории.
4. Термины и определения ГОСТ не соответствуют терминам и определениям, определенных в федеральных законах и ГОСТ и др. нормативных документах, д.б. ссылки на документы.
5. Оформление документа не соответствует требованиям ГОСТ по оформлению.
6. ГОСТ Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения требует полной переработки.
1. П.2.1.1 «,..управления силами и средствами..». В соответствии с законодательством РФ и НПА субъектов РФ управление силами и средствами ГЗ ТП РСЧС осуществляет председатель КЧС и ОПБ, руководители соответствующих служб. Для наделения ЕДДС подобными полномочиями необходимы изменения в НПА и ведомственных инструкциях и положениях.
2. П.2 .1.11. Более корректно определить так «силы и средства, привлекаемые для ликвидации ЧС», вместо «..силы и средства ликвидации ЧС».
3. П. 3.2. «..информирование…подчинённых сил постоянной готовности..». Подчиненных кому?
4. Тема АПК "Безопасный город" нетраскрыта. .
5. П. 3.4. Не совсем понятен термин «сигнальные системы». Что под этим подразумевается?
6. В п.3.5. ЕДДС должна «обеспечить» организацию немедленного реагирования сил и средств. Возвращаясь к п.2.1.1 обеспечением действий сил и средств занимаются руководители соответствующих служб.
7. В п.3.5. указано, что ЕДДС обязана «самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (пределах своей компетенции)», учитывая, что ЕДДС не обладает собственными спасательными формированиями. Ни в одном НПА не определено, каким образом это должно осуществляться. Данный пункт «размыт» и не будет понятен ЕДДС.
8. В п.3.6.1. на ЕДДС возлагается обязанность по поддержанию в постоянной готовности программно-технических средств, систем связи и оповещения. Оперативно-диспетчерский персонал не обладает в полной мере знаниями и умениями, необходимыми для выполнения данной функции. Для этого необходимо введение в штат ЕДДС дежурного технического персонала.
9. П.3.6.1. исключить. Все действия дежурной смены описаны в алгоритмах.
10. П. 3.6.1.2. определено, что ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС оперативную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС. Однако в соответствии с требованиями ЦУКС ГУ МЧС субъекта в ЕДДС должна предоставляться информация о всех нарушения городского хозяйства муниципального образования, авариях и социально-значимых происшествиях.
11. В 3.6.2. на ЕДДС возлагается «заблаговременная подготовка сил и средств РСЧС». Подготовкой сил и средств занимаются руководители соответствующих служб. ЕДДС не обладает данными полномочиями.
12. В п.3.6.4. На ЕДДС возлагается «привлечение аварийно-восстановительных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований. Это не входит в функции ЕДДС. Право на привлечение служб имеет председатель КЧС и ОПБ, а так же руководители соответствующих служб.
13. П 3.10. «ЕДДС создается при Главе..» требует уточнения. Либо ЕДДС создаётся, как самостоятельное юридическое лицо, учредителем которого является администрация муниципального образования, либо ЕДДС создается, как структурное подразделение администрации муниципального образования.
14. П.3.11.1. Штатное расписание.
В соответствии с «Положением о ЕДДС муниципального образования», утвержденного протоколом правительственной КЧС и ОПБ № 7 от 28.082015г., «..в штат ЕДДС входит начальник ЕДДС и не менее двух его заместителей: по реагированию на ЧС и по управлению и связи». Особо это актуально для ЕДДС 1,2,3 категории. В состав оперативно-дежурной смены, исходя из реальных условий, для ЕДДС городских округов с населением от 200 тыс. и значительным количеством потенциально опасных и социально значимых объектов необходимо включать:
- оперативный дежурный – 5 чел.
- помощник оперативного дежурного- 10 чел.
- технический специалист – 5 чел.
В количестве 3-х человек в смену, круглосуточно, с организацией дежурства в 5 смен.
Для населенных пунктов с низкой концентрацией потенциально опасных объектов и населением менее 200 тыс. человек целесообразно включать:
- оперативный дежурный – 5 чел.
- помощник оперативного дежурного – 5 чел.
Дежурная смена в количестве 2-х человек в смену, круглосуточно, с организацией дежурства в 5 смен.
15. П. 3.11.3. не определены общероссийским классификатором должности начальника ЕДДС и его заместителей.
16. В п.3.11.4. указано, что "подготовка специалистов ЕДДС осуществляется» …в других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности». Однако, в соответствии с законодательством РФ в области образовательной деятельности, лицензии организациям, осуществляющим обучение, выдаются единого образца. Разделение на категории обучаемых производятся программа подготовки, утверждаемыми руководителями этих учреждений".
Не существуют лицензии по «подготовке специалистов ЕДДС».
17. П. 3.11.5.1. раскрывает состав дежурной смены ЕДДС только для ЕДДС 5 категории.
Содержание данного проекта ГОСТ требует тотальной переработки.
Добрый день!
Спасибо за замечания к проекту, но оформите, пожалуйста, в отзыв для того, чтобы разработчики смогли официально учесть ваши замечания и предложения.
Файл для оформления отзывов находится здесь: https://www.normacs.info/project_files/default/remark_form
NormaCS,
Форма отзыва предназначена для официальных отзывов организаций. Там нужно указывать организацию и должностных лиц. Форма отзыва физического лица отсутствует.
Комментарии здесь пишут в основном люди, непосредственно имеющие отношение к данной проблематике и работающие в данной области. Но эти комментарии пишутся в основном в частном порядке от физического лица.Если руководство организации согласится написать официальный отзыв по установленной форме, то он будет написан. А пока это мнение неравнодушных специалистов на странный документ, названный ГОСТ.
Замечания абсолютно конкретные. Ничто не мешает исправлять их без официальных отзывов.Разработчики могут ответить и задать уточняющие вопросы каждому непосредственно на странице обсуждения. Но пока от них никаких комментариев не видно.
Насколько можно видеть, мнение у всех пока одинаковое. Это не ГОСТ.
kobra18, нет, вы ошибаетесь, разработчики принимают мнения и от физических лиц и это не запрещено, а даже прямо разрешено пунктом 4.2.2 ГОСТ Р 1.2-2016: "Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта стандарта, готовят в письменной форме отзывы на первую редакцию стандарта...". Просто когда подаются замечания по форме, то разработчикам проще с ними работать, чем в формате сплошного текста.
Много раз отправляли разработчикам отзывы именно от физических лиц и всегда они принимались и учитывались. То, что в шаблоне написано про подписи ответственных лиц - это рекомендация, обычно просто оставляют e-mail для связи, на случай если разработчик захочет что-то уточнить.
NormaCS,
Ок. Заполнил форму от физического лица. Прикладываю.
kobra18, добрый день!
Спасибо! Отзыв передан разработчикам напрямую.
xdefenderx112, добрый день!
Спасибо! Отзыв передан разработчикам.