Все новости

Одной из новелл Федерального закона от 25 декабря 2023 года №653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» стало изменение статьи 6, значительно расширившее круг документов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований этого закона. В эту статью к национальным стандартам РФ и сводам правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил) были добавлены международные и региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, стандарты организаций, а также «результаты применения предусмотренных частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации».

«Стройгазета» попросила прокомментировать эти изменения в техрегламент по безопасности зданий и сооружений начальника Центра геокриологических и геотехнических исследований НИИОСП имени Н. М. Герсеванова АО «НИЦ «Строительство», почетного строителя России Андрея Алексеева, который отметил, что, с одной стороны, может быть, это и хорошо, что теперь появилась возможность пользоваться достаточно широким нормативным полем, но непонятно, как это делать на практике, как органы экспертизы будут принимать проекты, выполненные с учетом иностранной нормативной базы, и насколько при этом будут учитываться российские реалии, технологии и определения. «Например, по грунтам там немножко по-другому все определяется, расчеты тоже выполняются иначе. Поэтому у меня такой сдержанный оптимизм к этому делу. Не прибавится ли, наоборот, головной боли экспертизе и эксплуатационным службам затем? — не без оснований тревожится Андрей Алексеев, ведь в зарубежных стандартах по сравнению с российскими пониженные требования к определению свойств грунтов. –– Конечно, возможности расширяются, но как с ними работать — понимания нет».

На просьбу коллег из ФАУ «Главгосэкспертиза России» прокомментировать изменения в Техрегламент о безопасности зданий и сооружений был получен готовящийся к публикации на сайте учреждения пресс-релиз следующего содержания: «На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 25 декабря 2023 года №653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением отдельных положений, которые начнут действовать с 1 марта 2026 года.

Закон устанавливает, что объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения, в том числе входящие в их состав сети и системы инженерно-технического обеспечения, а также процессы, осуществляемые на всех этапах их жизненного цикла, в том числе процессы инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, монтажа, наладки, эксплуатации и сноса объектов.

Законом также установлен перечень документов, которые необходимо применять для соблюдения требований Технического регламента. В их число входят национальные стандарты Российской Федерации и (или) своды правил, а также региональные, международные стандарты, своды правил иностранных государств. Впервые в перечень документов для обоснования безопасности проектных решений включены стандарты организаций.

В соответствии с законом национальные стандарты и своды правил включаются в реестр требований, подлежащих применению при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации и сносе объектов.

Вместе с тем упраздняется институт специальных технических условий, а также исключается необходимость принятия обязательного и добровольного перечней национальных стандартов и сводов правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований Технического регламента.

Законом также вносится ряд изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Так, в часть 5.2 статьи 49 ГрК вносятся изменения, согласно которым при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 статьи 49 ГрК и включенным в реестр требований на соответствующую дату».

И все-таки вопрос об использовании проектировщиками документов по стандартизации иностранных государств в случае возникновения коллизий с российской нормативной документацией остается открытым. Конечно, можно только приветствовать расширение арсенала проектировщиков за счет применения зарубежных нормативов, но чтобы этот процесс был успешным, регулятору надо разъяснить специалистам, как реализовать на практике нормы 653-ФЗ, где сказано, что международные стандарты и стандарты и своды правил иностранных государств, предусматривающие требования безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемые на всех этапах их жизненного цикла, применяются со дня регистрации этих стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании. Теперь, в свете нового закона, возможно, стоит провести ревизию зарубежных стандартов на предмет их соответствия российским нормам и пополнение фонда документами, вобравшими в себя достижения современной зарубежной строительной науки и практики.

Алексей ТОРБА

Источник:    https://stroygaz.ru/publication/...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.