Все обсуждения

  Показать описание и файлы проекта

Обсуждения

Приглашаем обсудить проект ГОСТ Р Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению

Публичное обсуждение проекта взамен ГОСТ Р 52875-2007 продлится до 29 декабря 2017 г.

Стандарт распространяется на тактильные наземные указатели, являющиеся пассивными техническими средствами сигнализации, размещаемыми на путях передвижения людей, распознаваемыми инвалидами по зрению с помощью белой реабилитационной трости или путем осязания стопами ног, и устанавливает технические требования к используемым материалам и технологиям, определяет их назначение, места размещения и основные правила применения и обустройства. Стандарт может использоваться для целей сертификации, направленной на предупреждение причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов.

1

В разделе "Область применения" записано:

"Настоящий стандарт (далее - Стандарт) распространяется на тактильные наземные указатели, являющиеся пассивными техническими средствами сигнализации, размещаемыми на путях передвижения людей, распознаваемыми инвалидами по зрению с помощью белой реабилитационной трости или путем осязания стопами ног, и устанавливает технические требования к используемым материалам и технологиям, определяет их назначение, места размещения и основные правила применения и обустройства..."

Здесь и далее речь идёт о:

1. Инвалидах по зрению, при этом нет ни слова о гражданах с одновременным нарушением зрения и слуха (слепоглухота);

2. Необоснованно вводится новое понятие "белая реабилитационная трость".

Необходимо чётко описать целевую группу пользователей наземными тактильными указателями, а именно: слепые, слабовидящие и слепоглухие. Основанием данного утверждения может служить следующее:

а) инвалид по зрению - это гражданин, который имеет документ государственного образца (справка МСЭ), удостоверяющий наличие инвалидности по зрению.

б) далеко не все граждане, которые имеют слепоту или слабовидение установили себе инвалидность, при этом по медицинским показателям относящиеся к категории слепых или слабовидящих.

в) граждане, имеющие одновременное нарушение зрения и слуха не всегда имеют справку МСЭ, удостоверяющую наличие у них инвалидности по зрению.

г) слепоглухой гражданин, в силу особенностей слепоглухоты, не является инвалидом по зрению, при этом не менее слепых и слабовидящих нуждающийся в разумном применении наземных тактильных указателей.

В соответствии с Постановлением от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (последняя редакция), слепой пешеход использует белую трость:

"14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью."

Фрагмент из параграфа 2.2.2. "Определение и описание технического средства «Белая трость»" [Любимов, А.А. Педагогическая подготовка специалистов, обучающих ориентировке в пространстве слепых школьников [Текст] : дис. канд. пед. наук: 13.00.03 : защищена 15.12.16 / Любимов Алексей Алексеевич. - Москва., 2016. - 179 с.]:

"...Таким образом, трость слепого, на наш взгляд, должна иметь название «Белая трость» и следующее описание: «Белая трость – это техническое средство, предназначенное для передвижения слепых и слабовидящих в пространстве и состоящая из рукоятки, ствола белого цвета и наконечника».

Белая трость имеет следующие функции:

1. информационную – оповещает окружающих, что её владелец имеет нарушение зрения;

2. защитную – препятствует получению инвалидом травм за счет своевременного обнаружения препятствия;

3. инструментальную – позволяет получать информацию об окружающем пространстве с поверхности пути и объектах, его наполняющих.

Другие функции, такие как «генератор звука», «опорная» и «для прямого передвижения», предложенные ранее, не являются специфическими функциями белой трости."

Резюмируя вышеизложенное, считаю, что в проект Стандарта необходимо внести следующие изменения:

1. заменить понятие "инвалид по зрению" на однозначно понимаемое описание целевой группы пользователей, т.е. "слепые", "слабовидящие" и "слепоглухие".

2. заменить понятие "белая реабилитационная трость" на "белая трость".

2

alexey, добрый день!

Большое спасибо за замечания и предложения, обязательно передадим их разработчику. Если еще есть замечания - пишите.

3

Если следовать пункту 4.1.7: "Направляющие ТНУ предназначены для обеспечения возможности инвалидам по зрению самостоятельно, беспрепятственно и безопасно передвигаться вдоль указателя в нужном направлении. При этом, по обе стороны от указателя, обеспечивающего возможность передвижения в двух направлениях, должны гарантированно обеспечиваться зоны, свободные от каких-либо препятствий (зоны безопасности) шириной не менее 60 см...", то возникают вопросы:
а) правильно ли я понимаю, что тактильный указатель не подразумивает передвижение лица с нарушением зрения по тактильному указателю, а вдоль него, т.е. по поверхности пешеходного пути без тактильного указателя? Если "да", то соглашусь с таким положением, т.к. по методике обучения слепых и слабовидящих самостоятельному передвижению с белой тростью и/или с опорой на зрение это так.
б) Если лицо с нарушением зрения передвигается вдоль тактильного указателя, то зачем выкладывать этот самый тактильный указатель с шестью продольными параллельными рифами (Цитата из пункта 4.1.7: "...В качестве основных направляющих тактильных указателей могут использоваться указатели с продольными параллельными рифами, количество которых должно быть равно трем или шести, (приведены на рисунках 5, 6 и 7 приложения А)").
Предлагаю ограничить количество продольных параллельных рифов тремя. Этого вполне будет достаточно для движения вдоль направляющей в обоих направлениях.
При этом, меня беспокоит то, что, не смотря на необязательность данной меры, кроме направляющей из продольных параллельных рифов не предлагается иного решения. Например, достаточно будет в виде направляющей делать полосу поверхности пешеходного пути шириной 300 мм из иного материала. Например, тротуар выполнен в тротуарной плитке, а вместо направляющей положена полоса асфальта. Возможно придумать и иные варианты реализации направляющей выполненной в виде тактильно контрастной поверхности. При этом, если очень хочется, то на этой полосе можно нанести цветовую разметку для слабовидящих.

4

Необходимо изменить формулировку пункта 4.1.7: "Направляющие ТНУ предназначены для обеспечения возможности инвалидам по зрению самостоятельно, беспрепятственно и безопасно передвигаться вдоль указателя в нужном направлении. При этом, по обе стороны от указателя, обеспечивающего возможность передвижения в двух направлениях, должны гарантированно обеспечиваться зоны, свободные от каких-либо препятствий (зоны безопасности) шириной не менее 60 см...".
Я, грешным делом, думал, что тактильный указатель призван помочь соблюдать направление движения по пешеходному пути, дабы не выйти на проезжую часть или не задеть здание/сооружение, а оказывается тактильный указатель нужен только для того, чтобы "...передвигаться вдоль указателя в нужном направлении". Надо сказать, что из нужных указателю направлений может быть только два: туда и обратно, а из нужных пешеходу - великое множество.
Предлагаю изменить формулировку пункта 4.1.7 на следующую:
Направляющие ТНУ предназначены для обеспечения возможности лицам с нарушением зрения двигаться вдоль указателя по направлению проложенного пешеходного пути. При этом, по обе стороны от указателя, обеспечивающего возможность передвижения в двух направлениях, должны гарантированно обеспечиваться зоны, свободные от каких-либо препятствий (зоны безопасности) шириной не менее 60 см.

5

Считаю, что из ГОСТа необходимо убрать указание на Всероссийское общество слепых, т.к. пункт 4.1.15 противоречит, как минимум, Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
Проект ГОСТа: "4.1.15 Каменные тактильные плитки, в том числе из мрамора, гранита, искусственного камня, применяются для обустройства предупреждающих и направляющих тактильных указателей в исторической части городов, на территориях памятников архитектуры, истории и культуры. В этих случаях, при условии согласования с полномочными представителями Всероссийского общества слепых, подтвержденного документом о соответствии мерам недопущения причинения вреда, допускается использовать неконтрастные тактильные указатели, выполненные из тех же материалов, что и покрытие прилегающих пешеходных путей."
N 419-ФЗ в статье 8: "...В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме."
Справка:
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов". Дата подписания 1 декабря 2014 г. Опубликован 5 декабря 2014 г. Вступает в силу 1 января 2015 г.
Источник: "Российская газета" https://rg.ru/2014/12/05/invalidi-dok.html

6

alexey, добрый день!

Ваши замечания приняты разработчиками и будут рассмотрены при разработке окончательной редакции. От разработчиков передаем Вам большое спасибо за замечания и предложения!

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.