Разработчик
Общество с ограниченной ответственностью «Мастерская Мостов»
Технический комитет
ОКС/МКС/ISO
ОКС 93.040
Описание
Настоящий стандарт устанавливает методы определения физических параметров пар скольжения:
- статический и динамический коэффициенты трения;
- износ при прохождении парой скольжения заданного накопленного пути скольжения.
Настоящий стандарт распространяется на пары скольжения, применяемые в устройствах:
- опорных частях для мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования;
- направляющих и ограничителях перемещения пролетных строений мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования;
- сейсмоизоляторах.
Настоящий стандарт распространяется исключительно на лабораторные испытания.
Настоящий стандарт распространяется на пары скольжения, состоящие из антифрикционного материала и специально обработанного металла, как со смазкой, так и без нее, и предназначенные для восприятия давления от нормативных нагрузок более 5 МПа.
Результаты определения физических параметров пар скольжения, полученные по методам испытаний, указанным в данном стандарте, могут быть использованы для устройств, применяемых для регионов с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно.
Приглашаем обсудить проект ГОСТ Р о методах определения физических параметров пар скольжения
Мостовые сооружения являются неотъемлемой технологической частью автомобильных дорог. Процесс проектирования мостового сооружения является системной многофакторной задачей, решение которой имеет свои отличия в зависимости от материалов, применяемых при проектировании сооружений.
В настоящее время для обеспечения перемещений пролетного строения мостового сооружения в предусмотренных проектом направлениях и ограничения указанных перемещений применяют опорные части (линейно подвижные и неподвижные) и отдельные конструкции в виде направляющих перемещений пролетных строений. Для уменьшения горизонтальных нагрузок, возникающих в указанных устройствах при воздействии расчетных нагружений и передающихся на опоры и устои мостового сооружения, в них широко применяются пары скольжения.
При проектировании опорных частях и направляющих требуется достоверная информация о физических параметрах пар скольжения, таких как коэффициент трения (статический и динамический), предполагаемый износ элементов пары скольжения при прохождении заданной величины накопленного пути, влияние скорости перемещения и температуры при которых измеряются параметры пары скольжения.
Применяемые в настоящее время пары скольжения, как правило, содержат деталь из антифрикционного материала, скользящую по полированной металлической поверхности, возможно применение смазки. В настоящее время в в качестве антифрикционного материала наиболее часто применяют полимерные материалы (фторопласт, сверхвысокомолекулярный полиэтилен) или композитные материалы.
Информация о физических параметрах пар скольжения основывается или на исследованиях, проведенных более 50 лет назад, например, для фторопласта, и не учитывающих современные требования по скорости перемещения, температурному диапазон и пр., или на данных, представленных поставщиками антифрикционных материалов. Нормативный документ, устанавливающий единые требования к методам определения физических параметров пар скольжения в Российской Федерации отсутствует.
С учетом изложенного выше, необходим отдельный стандарт, устанавливающий единые требования к методам определения физических параметров пар скольжения.