Обсуждения
Другие обсуждения
ГОСТ Р 2.105-2019 требования к ссылкам на графический материал.
п.6.9.3 ...При ссылках на графический материал следует писать «...в соответствии с рисунком 2»...
В соответствии с этим требованием в расчетах вместо фразы:
"Результирующие эпюры эквивалентных напряжений и суммарных перемещений представлены на рисунках 10 - 15."
приходится писать:
"Эквивалентные напряжения принимают значения в соответствии с рисунком 10, в соответствии с рисунком 11, в соответствии с рисунком 12, в соответствии с рисунком 13, в соответствии с рисунком 14 и в соответствии с рисунком 15."
Ну как-то очень глупо звучит. Напряжения вообще ничего не знают о рисунках 10-15... Да и вообще много где по тексту приходится интерпритировать полученные напряжения и методы их снижения ссылаясь на рисунки. При использовании этой фразы общего смысла не видно. Почему нельзя в ссылках использовать (см.ринок 1), почему нельзя писать представлены или приведены?
К чему такое требование? Почему в ГОСТ 1.5, ГОСТ 7.32 нет такого жесткого требования, хотя почти все остальное слово в слово...
ice-usatu, добрый день!
Очень странно читать это предложение, особенно про «подрыв национальной культуры и нарушение Конституции РФ».
Шрифты по ГОСТ 2.304 изначально (в 1968 г.) были предназначены для рукописного написания надписей на чертежах - в отличие от машинописного шрифта пишущих машинок. Собственно, стандарт так и называется «Шрифты чертежные». У Российской Федерации нет никаких прав на этот шрифт как на интеллектуальную собственность. Да и сама конституция напечатана вовсе не чертежным шрифтом.
ГОСТ 2.304 (последний абзац п. 2.1), кстати, не ограничивает «свободу технического творчества» только шрифтом «по ГОСТу».
Шрифты по ГОСТ 2.304 совершенно не подходят для текстовых документов – очень трудно воспринимаются. Когда мне попадались тома с пояснительными записками, напечатанными чертежным шрифтом (особенно, когда особо упертые считали, что «по ГОСТу» - это непременно с наклоном), очень хотелось бить по голове разработчиков этими их «томиками». Эти шрифты никогда не использовались для печати текстовых документов на пишущих машинках (в докомпьютерную эпоху).
Сейчас, когда все текстовые и графические документы выполняются на компьютере, то шрифты – это программные продукты и у каждого такого программного продукта, как интеллектуальной собственности, имеются правообладатели. На основе шрифтов по ГОСТ 2.304 запрограммировано множество шрифтов с таким начертанием (совсем не обязательно российскими программистами) - причем с разными названиями. Далеко не все они «общедоступные». В WORDe - это гарнитура шрифта ISOCPEUR.
Имеются международные и российские шрифты (программные продукты) очень похожие на запрещенные правообладателем для использования в российских госструктурах (такие, вот, санкции!) шрифты Times New Roman и Arial. Это свободные шрифты Liberation Serif, Liberation Sans и российские PT Astra Serif, PT Astra Sans и др.
..........Уважаемые Коллеги, здравствуйте!
..........К обсуждению библиографии п 6.4.2 ГОСТ Р 2.105-2019.
..........Прошу разработчиков заменить слова: "ГОСТ 7.32" (имеется в виду ГОСТ 7.1, на который имеются ссылки в п. 5.10.1, 5.11.2, 6.9.3 ГОСТ 7.32.2017) на слова: "ГОСТ Р 7.0.5", т.к. последний "...предназначен для авторов..." (п. 1 ГОСТ Р 7.0.5), а ГОСТ 7.1 предназначен для библиографов: "Стандарт распространяется на описание документов, которое составляется библиотеками, органами научно-технической информации, центрами государственной библиографии, издателями, другими библиографирующими учреждениями. Стандарт не распространяется на библиографические ссылки." (п. 1 ГОСТ 7.1-2003, по БД Техэксперт его статус не понятен). Аналогично следует изменить и ГОСТ 7.32-2017.
С уважением,
ст. преп. кафедры ДВС УГАТУ
Сергей Николаевич Атанов
ice-usatu@mail.ru, +79373332269
Проприетарные шрифты в ГОСТе, как так?
А как в ГОСТ пробрались коммерческие проприетарные шрифты, да еще и от недружественного поставщика? Госсектор, военные предприятия под санкциями, как они будут ГОСТом пользоваться?
Правообладателем шрифта является расположенная в США компания Monotype Imaging Inc. Чтобы включить шрифт в какую-либо операционную систему, необходимо заключение лицензионного договора с Monotype Imaging. За каждый вариант шрифта предусмотрено денежное отчисление компании[3]. В 2016 году корпорация Monotype Imaging, являющаяся правообладателем шрифтов Times New Roman, Arial, Verdana, Tahoma, отказалась продать лицензию на их использование разработчику российской операционной системы Astra Linux — НПО «РусБИТех». Отказ объяснили санкциями, введенными в отношении России[4]. Отказ от лицензирования повлёк ограничения для применения в госучреждениях[5].
ГОСТ ещё не утвердили, а уже нагородили ошибки...
Имеются противоречия с ГОСТ 2.051-2013 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Электронные документы. Общие положения.
4.15 Допускается заменять применение ЭП выпуском УЛ - сопроводительного бумажного документа согласно ГОСТ 2.001 с собственноручными подписями в нем. Форма УЛ приведена на рисунке В.1 (приложение В). Допускается при необходимости добавлять графы и изменять их размеры и расположение, что должно быть установлено в стандарте организации
А в ГОСТ Р 2.105-2019 так оставили ЛУ - противоречие!
Стандарт написан с нарушением ГОСТ 1.2 и требует немедленного пересмотра!
U238235, ЛУ (лист утверждения) и УЛ (информационно-удостоверяющий лист) это разные документы с разным назначением, если я правильно понимаю
shumov_io, будьте любезны пояснить в чём разница?
Таким образом лист утверждения заменяет собой реквизитную часть документа, где реквизитами и аттрубутами являются должности, фамилии, наименование организиции (полагаю встречается только в конструкторской документации), а информационно-удостоверяющий лист заменяет собой реквизитную часть документа, где реквизитами являются подписи (выполняет функцию ЭЦП)
Поясните, пожалуйста, когда стоит применять УЛ а когда ЛУ при утверждении документа?
Могу судить только по применению в проектной документации. УЛ выпускается для ДЭ при электронном документообороте или передаче проекта на экспертизу. Подписывается ЭЦП руководителя. Применение ЛУ для меня тяжело представляется, КД не занимаюсь
Непонятно фактическое запрещение (п. 5.1.1) наиболее распространенного, двенадцатого размера шрифта, для основного текста.
Издание новых ГОСТов предполагает улучшение документа.
ГОСТ Р 2.105-2019 ввел новые требования, которые не принесли никакого улучшения:
- для чего заголовки разделов выделять увеличенным размером шрифтом? Всегда печатали одним размером, что и текст, все было информативно (т. к. заголовки нумеруются и выделяются полужирным написанием);
- почему нет 12 шрифта для основного текста?
- для чего приложения печатать уменьшенным размером шрифта?
- для чего ограничение использование междустрочного интервала? В основном, текстовые документы большого объема, печатались с интервалом 1, 15;
- пример с оформлением формул некорректный: слово «где» напечатано с абзацным отступом.
Мое мнение: необходимо откорректировать статью о ссылках на стандарты. Предлагается ввести раздел «Перечень нормативно-технической документации» без указания номера раздела (не применять таблицу). «Перечень нормативно-технической документации» формировать по группам в соответствии с иерархичностью. Сначала указывают федеральные законы РФ, затем федеральные нормы и правила, межгосударственные стандарты, российские государственные стандарты, своды правил и т.д.
Единственное улучшение – это откорректировали пример со сносками в таблице (Рис. 15 ГОСТ 2.105-95). Удалили горизонтальную черту, которая в таблице была ни чему.
Издание новых ГОСТов предполагает улучшение документа.
ГОСТ Р 2.105-2019 ввел новые требования, которые не принесли никакого улучшения:
- для чего заголовки разделов выделять увеличенным размером шрифтом? Всегда печатали одним размером, что и текст, все было информативно (т. к. заголовки нумеруются и выделяются полужирным написанием);
- почему нет 12 шрифта для основного текста?
- для чего приложения печатать уменьшенным размером шрифта?
- для чего ограничение использование междустрочного интервала? В основном, текстовые документы большого объема, печатались с интервалом 1, 15;
- пример с оформлением формул некорректный: слово «где» напечатано с абзацным отступом.
Мое мнение: необходимо откорректировать статью о ссылках на стандарты. Предлагается ввести раздел «Перечень нормативно-технической документации» без указания номера раздела (не применять таблицу). «Перечень нормативно-технической документации» формировать по группам в соответствии с иерархичностью. Сначала указывают федеральные законы РФ, затем федеральные нормы и правила, межгосударственные стандарты, российские государственные стандарты, своды правил и т.д.
Единственное улучшение – это откорректировали пример со сносками в таблице (Рис. 15 ГОСТ 2.105-95). Удалили горизонтальную черту, которая в таблице была ни чему.
davletovagb, "где" вернулось на место
Те же самые вопросы, что написал выше davletovagb.
Мы в организации только недавно приняли шаблон текстовой части и у специалистов только-только в голове стали укладываться требования к оформлению документа: размер шрифта - 12 пт. (в т.ч. приложений), междустрочный интервал - 1,2. И снова все менять? Для чего введены такие ограничения?
olga_bobreshova, я даже боюсь читать новую редакцию... У нас в Организации иногда вешаться приходится от новых стандартов....
olga_bobreshova, Если у вас в организации приняли шаблон официально (т.е. оформили приказ или СТО), тогда соответствующие требования ГОСТ для вашей организации перестают носить обязательный характер. Никаких ограничений нет.
Андрей, Да, это работает до момент пока не появится Военпред со словами: "СТО не соответствует ГОСТ", - и всё.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как в
ГОСТ Р 2.105-2019 понимать пункт 6.1.1? А именно: в данном пункте идет перечисление структурных элементов, но не говорится, являются ли все эти структурные элементы разделами (должны ли иметь сквозную нумерацию)?
Я бы не обратила на это внимание, если бы структурный элемент "Ссылочные нормативные документы" не находился после структурного элемента "Приложения" (в соответствии с пунктом 6.1.1).
Если каждый структурный элемент имеет сквозную нумерацию (в виде разделов), то какой номер раздела будет иметь структурный элемент "Ссылочные нормативные документы"? Он же идет после приложений. Или нумерацию имеет только структурный элемент "Основное тематическое содержание документа"? А остальные структурные элементы без нумерации? Спасибо за помощь!
Андрей, да, СТО утверждён. Но это внутренний документ организации. Заказчик может потребовать следовать ГОСТ.
В редакции ГОСТ2.105-2019 в п.6.1.1 в перечень структурных элементов не включено слово "Введение", которое является структурным элементом согласо ГОСТ 7.32
Прошу указать однозначно, что структурные элементы НЕ НУМЕРУЮТСЯ.
Некоторые нормоконтролеры настойчиво требуют включать "Введение" в нумерацию разделов, на основании того, что в ГОСТ 2.106-2019 п.4.10 "Введение" приведено как обязательный РАЗДЕЛ Пояснительной записки. А в соответсвии с п.4.1.2 ГОСТ 2.105-95 - разделы должны иметь порядковый номер.
То обстоятельство, что во всех официально изданных документах отсутсвует нумерация у структурного элемента "Введение", аргументом для нормоконтролера не является, так как он в своей работе опирается на нормативные документы.
Резюме: в новой редакции ГОСТ 2.105-2019 включите пожалуйста "Введение" в структурные элементы п.6.1.1. с четким указанием, что структурные элементы не нумеруются.
Введение - только как дополнительный элемент.